Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза. Условия, порядок и способы перемещения товаров через таможенную границу физическими лицами Порядок перемещения через таможенную границу

Таможенное оформление транспортного средства может осуществляться как его владельцем, так и доверенным лицом при наличии надлежащим образом оформленных документов на представление полномочий. Владельцы транспортных средств или уполномоченные ими лица, перемещающие транспортные средства через таможенную границу Украины, обязаны предъявить их таможне и подать:

o документы, подтверждающие право владения или пользования (в том числе с правом распоряжения) транспортными средствами;

o регистрационные и технические документы на такие транспортные средства, если они были зарегистрированы в стране приобретения или другой стране, другие документы, необходимые для таможенного оформления, по требованию сотрудника таможни (загранпаспорт, доверенность на перегон или перевозки транспортного средства и т.д.).

Граждане, которые перемещают через таможенную границу Украины транспортные средства, обязательства "связаны заполнить декларацию и в надлежащих случаях предоставить обязательства об обратном ввозе / вывозе, транзите. Таможенное оформление транспортных средств (в том числе снятых с учета в стране приобретения или в другой стране), заявленных пограничной таможни гражданами-нерезидентами как таковые, ввозимых ими с целью отчуждения, проводится пограничной таможней с удержанием при этом предусмотренных законодательством платежей без выдачи удостоверения. Удостоверение оформляется на нового владельца в таможне, в зоне деятельности которой он постоянно или временно проживает.

Граждане-резиденты могут перемещать через таможенную территорию Украины транзитом только транспортные средства, принадлежащие гражданам нерезидентам, иностранным фирмам, организациям или учреждениям, должно подтверждаться соответствующими документами.

Отчуждение временно ввезенных в Украину транспортных средств осуществляется с разрешения таможни. Не подлежат отчуждению на территории Украины временно ввезенные транспортные средства, которые на день обращения в таможню по поводу отчуждения запрещены к ввозу для постоянного пользования в Украине. При отчуждении временно ввезенных в Украину транспортных средств таможенное оформление осуществляется в соответствии с законодательством, действующим на день осуществления таможенного оформления для постоянного пользования.

Не подлежит пропуска через таможенную границу Украины транспортные средства:

o номер кузова (или идентификационный номер), шасси (рамы) или двигателя которого уничтожено, поддельные или не соответствует записи в регистрационных документах;

o ввозимой в Украину гражданином для постоянного пользования, не снят с учета в регистрационных органах страны приобретения или другой страны;

o вывозимого за пределы Украины гражданином для постоянного пользования, не снят с учета в подразделениях МВД Украины, в соответствии с законодательством Украины уполномочены осуществлять государственную регистрацию и снятие с учета транспортных средств;

o ввоз которого в Украину согласно законодательству запрещено по возрасту или на который отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство;

o ввозимого в Украину для постоянного пользования и за который не уплачены налоги и сборы (обязательные платежи);

o снятый с учета, ввозится с целью транзита и за не включенный денежный залог.

В случае выявления признаков нарушений таможенных правил должностное лицо таможенного органа, осуществляющего таможенный контроль и таможенное оформление транспортного средства, принимает меры в соответствии с законодательством Украины по вопросам таможенного дела. Транспортные средства, не пропущенные сквозь таможенную границу Украины вследствие установленных запретов или ограничений на их ввоз в Украину, а также неуплаты установленных налогов и сборов (обязательных платежей), подлежат вывозу с территории Украины или передаче на склад таможенного органа оформления для хранения в соответствии с МКУ.

Он включает главным образом вопросы прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия их с этой территории.

Прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах. Установлено, что отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию Таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств – членов Таможенного союза. Вместе с тем товары могут прибывать и в иные места, не являющиеся местами прибытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств – членов Таможенного союза.

После пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в место прибытия и предъявлены таможенному органу. Не допускается изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации. Таможенный орган обязан представить информацию о местах прибытия товаров, об установленных ограничениях и о времени своей работы.

Со своей стороны, перевозчик, доставивший товары, обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных законом. Информация о товарах может быть представлена таможенному органу предварительно до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза. Перечень документов и сведений, представляемых в таможенный орган, зависит от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. При международной перевозке автомобильным транспортом представляются: документы на транспортное средство международной перевозки, транспортные (перевозочные) документы, имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, а также сведения:

  • – о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
  • – наименование и адрес перевозчика товаров;
  • – наименование страны отправления и страны назначения товаров;
  • – наименование и адрес отправителя и получателя товаров;
  • – о продавце и покупателе товаров в соответствии с коммерческими документами;
  • – о товарах (наименовании, количестве, весе, маркировке, наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен и др.);
  • – о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.

При международной перевозке водными судами представляются следующие документы:

  • – общая декларация;
  • – декларация о грузе;
  • – декларация о судовых припасах;
  • – декларация о личных вещах экипажа судна;
  • – судовая роль;
  • – список пассажиров;
  • – транспортные (перевозочные) документы;
  • – о регистрации судна и его национальной принадлежности;
  • – наименование и описание судна;
  • – фамилия капитана;
  • – о количестве и составе членов экипажа;
  • – фамилия и адрес судового агента;
  • – о количестве пассажиров на судне (с данными на каждого);
  • – наименование порта отправления и порта захода;
  • – наименование, общее количество и описание товаров, иные данные о них;
  • – наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров;
  • – номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в данном порту;
  • – наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров;
  • – наименование первоначальных портов отправления товаров;
  • – наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества;
  • – описание размещения товаров на судне;
  • – о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;
  • – о наличии (об отсутствии) на борту опасных товаров, включая оружие, боеприпасы.

При международной перевозке воздушным транспортом представляются:

  • – стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными договорами в области гражданской авиации (генеральная декларация);
  • – документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);
  • – документ, содержащий сведения о бортовых припасах; транспортные (перевозочные) документы;
  • – имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
  • – документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и их багаже (пассажирская ведомость).

Представляются также следующие сведения:

  • – о количестве членов экипажа;
  • – о количестве пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки;
  • – о количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;
  • – о наличии (об отсутствии) на борту товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы;
  • – указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков судна;
  • – номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна;
  • – наименование эксплуатанта судна;
  • – наименование товаров, номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной;
  • – наименование пунктов погрузки и выгрузки товаров.

При международной перевозке железнодорожным транспортом представляются:

  • – транспортные перевозочные документы;
  • – передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав;
  • – документ, содержащий сведения о припасах;
  • – имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.

Кроме того, представляются сведения:

  • – о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
  • – наименование и адрес отправителя товаров;
  • – наименование и адрес получателя товаров;
  • – наименование станции отправления и станции назначения товаров;
  • – наименование, а также коды товаров, их вес брутто (в килограммах);
  • – идентификационные номера контейнеров.

В местах прибытия товаров могут осуществляться разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, а также замена транспортного средства, доставившего товары на таможенную территорию Таможенного союза, на другое транспортное средство. В указанных местах допускается совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Доставка товаров из места прибытия в определенное таможенным органом место осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если такие товары в месте прибытия не помещены под иную таможенную процедуру или в отношении их не совершены иные таможенные операции.

Кодекс устанавливает, что по прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика в момент пересечения товарами таможенной границы. Они подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, таможенной стоимости, их физической характеристики в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) и курса валюты, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы (п. 4 ст. 161).

В соответствии с п. 4 ст. 156 ТК ТС закрепленные в Кодексе положения относительно прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не распространяются на товары, перевозимые водными и воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории Таможенного союза.

Убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах. Отдельные категории товаров могут убывать с таможенной территории Таможенного союза только в местах убытия, определенных законодательством государств – членов Таможенного союза.

Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах убытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов. Что касается перевозчика, то для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза он обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные Кодексом в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. Их перечень аналогичен приведенному перечню документов и сведений, представляемых перевозчиком при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров (ст. 159 ТК ТС). Кроме того, перевозчиком представляются документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений.

Убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа. Оно оформляется путем проставления на таможенной декларации либо на документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

При вывозе товаров обязательно соблюдение требования ст. 164 ТК ТС, согласно которой они должны быть фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором находились в момент помещения под определенную таможенную процедуру либо на момент прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, если эти товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу. Изменения количества и (или) состояния товаров допускаются вследствие естественного износа или убыли либо изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

Что касается товаров Таможенного союза, то они могут быть вывезены с таможенной территории Таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

В случае убытия иностранных товаров с таможенной территории Таможенного союза у перевозчика возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза. Прекращается эта обязанность при фактическом пересечении товарами таможенной границы. Кроме того она прекращается в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 80 ТК ТС. В нем закреплены десять таких случаев, начиная от уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в установленных размерах и заканчивая возникновением обстоятельств, с которыми Кодекс связывает прекращение обязанности по их уплате.

Размеры уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при убытии иностранных товаров установлены п. 4 ст. 166 ТК ТС, в котором практически полностью воспроизводятся приведенные в п. 4 ст. 161 ТК ТС размеры уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, рассмотренные при характеристике прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимые с этой территории, т.е. перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру. Кодекс содержит перечень таможенных процедур, содержание каждой из них и порядок применения.

Введение

1 Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

1.2 Перемещение товаров физическими лицами

1.3 Перемещение транспортных средств

1.4 Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях

1.6 Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач

2 Анализ деятельности Оренбургской таможни по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств

2.1 Практика перемещения товаров физическими лицами

2.2 Перемещение транспортных средств через таможенную границу Оренбургской области

2.3 Выявленные правонарушения в области перемещения товаров через таможенную границу Оренбургской области

3 Пути решения проблем, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Товарооборот Приволжского региона по странам за январь 2009 г. (тыс.долл.США)


Введение

Основой деятельности таможенных органов является организация таможенного контроля над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Это значит, что перемещение должно происходить в соответствии с действующим таможенным законодательством. Соблюдение законодательства является одним из необходимых условий процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

В статье 11 Таможенного Кодекса РФ дается определение этого понятия. Под перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом.

Порядок и основные принципы перемещения товаров и транспортных средств установлены Таможенным Кодексом РФ, а также рядом других нормативно-правовых актов. Важность процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу невозможно переоценить, так как на нем строится система взимания таможенных платежей, институты таможенного оформления и таможенного контроля, позволяющие обеспечить как экономическую, так и государственную безопасность страны.

Актуальность темы исследования прослеживается в вышесказанном, и заключается в том, что процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу является ключевым объектом деятельности таможенных органов, а от состояния институтов таможенного оформления и таможенного контроля напрямую зависит экономическое благосостояние государства и его безопасность.

Таким образом, мы можем сформулировать цель поставленного исследования в следующем виде: дать анализ особенностям перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Оренбургской области. Соответственно, исходя из плана нашей работы, можно выделить задачи исследования, решение которых необходимо для достижения его цели:

1. разобраться в основных принципах перемещения товаров и транспортных средств;

2. изучить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

3. дать анализ деятельности Оренбургской таможни в области перемещения товаров и транспортных средств;

4. сделать выводы по проведенным мероприятиям Оренбургской таможней, связанным с перемещением товаров и транспортных средств.

При написании данной работы использовались нормативные акты ФТС РФ, статьи из журналов, посвященных таможенному делу, официальная статистическая информация, опубликованная в этих журналах.

Объектом нашего исследования является процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в связи с перемещением указанных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.


1 Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

Товары и транспортные средства перемещаются в соответствии с определенными принципами, установленными таможенным законодательством. Принципы – это основополагающие начала, основные исходные положения.

Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу содержатся в главе 2 ТК РФ, где нормы раскрываются по следующим направлениям: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, включая перемещение валюты и валютных ценностей (ст.12); соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (ст.13); таможенное оформление (ст.14); таможенный контроль (ст.14); пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами (ст.15); обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров (ст.16); гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных таможенным законодательством (ст.17) /1/.

Принципы, связанные с правоотношениями в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, гарантируют стабильность норм и процедур в сфере таможенного дела.

Для перемещение товаров (втом числе валюты и валютных ценностей) и транспортных средств через таможенную границу устанавливается основополагающий принцип в таможенном деле, отражающий равноправие всех лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу /2/.

Основания для перемещения, административные процедуры и требования идентичны для всех лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или ТК РФ. Кодекс предусматривает общепринятые в международной практике исключения. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливается ТК РФ.

Следующий принцип состоит в том, что при перемещении товаров через таможенную границу необходимо соблюдение запретов и ограничений. Статья 13 ТК РФ определяет порядок действий в отношении товаров, запрещенных (ограниченных) к ввозу на таможенную территорию РФ и к вывозу с таможенной территории РФ, а также называет лиц, обязанных этот порядок соблюдать.

Следует отметить, что запреты и ограничения могут устанавливаться в актах как российского права, так и международного права: международных договорах, правилах международных организаций.

Обеспечение соблюдения таможенно-тарифных и нетарифных мер гарантируется посредством установления специальных административных процедур, предписаний, сведенных к основным институтам таможенного дела - таможенному оформлению и таможенному контролю. Им посвящены отдельные разделы ТК РФ /3/.

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ. Статья содержит жесткое предписание, согласно которому все товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю. Может быть предусмотрена лишь возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля. Также могут существовать различные технологии и процедуры таможенного оформления (например, декларирование товаров физическими лицами).

Принцип, заложенный в статье 14, можно назвать общепринятым в международной практике. Например, стандартное правило 6.1 Генерального приложения к Киотской конвенции предусматривает, что все товары, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю.

Также предписано, что таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ.

Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами – этот принцип регламентируется статьей 15, которая устанавливает ограничение оборотоспособности товаров и транспортных средств до их выпуска. Если ст.14 ТК РФ устанавливает обязательные административные процедуры, гарантирующие возможность обеспечения соблюдения таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, то статья 15 закрепляет юридические запреты на свободное обращение товаров, находящихся под таможенным контролем /2/.

Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров - эта статья перечисляет круг лиц, на которых законом возлагается юридически значимая обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров.

При этом лица разделены на две группы по следующим признакам: перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом и перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом.

Последний принцип - гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом . Следуя общепринятым в зарубежных странах нормам, Кодекс устанавливает базовый принцип таможенного дела, согласно которому таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ /4/.

1.2 Перемещение товаров физическими лицами

Товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями гл. 23 (ст. 280-290) ТК.

Перемещение товаров через таможенную границу выполняются субъектами внешнеэкономической деятельности в соответствии с определенными принципами, установленными законодательством.

Под принципами перемещения товаров через таможенную границу понимаются основные положения, которые обязаны выполнять все лица, перемещающие товары через таможенную границу. Из статей 150-152 Таможенного Кодекса Таможенного Союза можно выделить основные принципы перемещения товаров через таможенную границу:

1) принцип равноправия, т.е. на перемещение товаров через границу имеют право все лица на равных основаниях при соблюдении положений, установленных таможенным законодательством.

Действие принципа равноправности означает, что должностные лица таможенных органов не вправе произвольно лишить юридическое или физическое лицо возможности ввоза иностранных товаров на территорию ТС и вывоза из него продукции ТС, а также транспортных средств или ограничить такое право, за исключением товаров, которые установлены законодательством.

2) принцип соблюдения порядка перемещения товара, через таможенную границу товары перемещаются в порядке, установленным таможенным законодательством.

Для определенных категорий товаров, в том числе для припасов, товаров для личного пользования и транспортных средств международной перевозки, могут быть установлены особые условия их перемещения через таможенную границу в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств.

3) принцип обязательности прибытия на таможенную территорию таможенного союза и их убытия с нее в установленных для этого местах и во время работы таможенных органов.

Местом прибытия на таможенную территорию ТС может быть пункт пропуска или иное место, определяемое международными договорами и решениями государств - членов ТС. Прибытие товаров на таможенную территорию ТС также зависит от вида транспортного средства, на котором выполняется международная перевозка.

Отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию Таможенного Союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств - членов ТС. [п. 1 ст. 156, 1] Так для прибытия на территорию России отдельных видов товаров (мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы; алкогольной продукции и табачных изделий) установлены специальные пункты пропуска через Государственную границу, а также время их работы.

В пунктах пропуска через Государственную границу РФ размещаются, так называемые «пограничные» таможенные органы. «Внутренние» таможенные органы размещаются в иных местах, не находящихся в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу РФ. Внутренние таможенные органы создаются, исходя из потребностей таможни. Местами размещения пограничных и внутренних таможенных органов могут быть помещения, принадлежащие владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также в помещениях участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров.

Товары могут прибывать на таможенную территорию в иных местах, не являющихся местами прибытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государства.

Во всех случаях перевозчик обязан после пересечения таможенной границы доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, установленные в соответствии с законодательством. При этом не допускаются изменения состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

Данный принцип не распространяется на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

  • 4) принцип первоочередности выражается в том, что таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке при ввозе на таможенную территорию и вывозе с этой территории в отношении следующих категорий товаров:
    • - товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и технического характера;
    • - продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений;
    • - товаров, подвергающихся быстрой порче;
    • - живых животных;
    • - радиоактивных материалов;
    • - взрывчатых веществ;
    • - международных почтовых отправлений, экспресс-грузов;
    • - гуманитарной и технической помощи;
    • - сообщений и материалов для средств массовой информации и других подобных товаров.
  • 5) принцип обязательности таможенного контроля.

Все товары (и транспортные средства), перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю.

6) принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений.

Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений в соответствии с законом. [ст. 152, 1] Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию ТС, но прибывшие на нее, должны быть немедленно вывезены с таможенной территории, если иное не предусмотрено законодательством или международными договорами государства. Также должны быть немедленно вывезены товары, ограниченные к ввозу, если при ввозе на таможенную территорию не представлены документы.

В случае невозможности вывоза товаров, или неосуществления их немедленного вывоза эти товары подлежат задержанию в соответствии с главой 21 ТК ТС. Вывоз запрещенных товаров или товаров без соответствующих документов обязан сделать перевозчик либо их собственник, если иное не установлено законодательством и международными договорами. Расходы у декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию или их вывоз с этой территории таможенными органами не возмещается.

Особенности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств физическими лицами Через таможенную границу Российской Федерации могут быть перемещены любые товары, исключение составляют, только запрещенные к перемещению.Основным условием перемещения (ввоза/вывоза) товаров является соблюдение требований, которые установлены в Таможенным кодексе, а также других нормативно-правовых актах принятых и действующих на территории Российской Федерации.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории происходит при условии уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, а также соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, которые устанавливаются действующим таможенным законодательством РФ. Таможенное оформление товаров, перемещение которых осуществляется физическими лицами для личных, семейных, домашних, и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, происходит в порядке предусмотренном главой 23 Таможенного кодекса РФ. Физические лица имеют право на ввоз и вывоз товаров за пределы таможенной границы Российской Федерации на равных основаниях. При этом все перемещаемые товары, подлежат таможенному контролю и оформлению. Возможны следующие способы перемещения: -*сопровождаемый багаж; *несопровождаемый багаж; *пересылка в адрес физического лица. Исходя из заявления физического лица, перемещающего товары через границу, таможенным органом определяется предназначение товаров опираясь на его характер, количество, и частоту перемещения.При установлении предназначения товаров должностные лица таможенных органов принимают во внимание следующие факторы: а) характер товаров, где учтена традиционная практика их применения и использования, а также потребительские свойства. Перемещение товаров, не используемых в быту, дает все основания предполагать, что их ввоз (вывоз) осуществляется с целью получения прибыли, в случае если физическое лицо не предоставит доказательства обратного, товары считаются перемещаемыми для коммерческих целей.; б) количество товаров. Товары (однородные, имеющие одно наименование, размер, фасон и т.п.) превышающие потребность лица, и членов его семьи, считаются, перемещаемыми в коммерческих целях; в) частота ввоза/вывоза товаров. Периодическое перемещение одним и тем же лицом товаров, имеющих однородные свойства, рассматривается как перемещение с целью использования в коммерческих целях, если лицом не будет доказано обратное; г) обстоятельства поездки, учитываются: цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т.д.

В отношении товаров, ввозимых/вывозимых физическими лицами, могут быть использованы следующие порядки взимания таможенных платежей: *в виде совокупного таможенного платежа; *с применением единых ставок таможенных пошлин; *полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов.

Запреты и ограничения экономического характера к таким товарам не применяются. Товары не требуют обязательного подтверждения соответствия. В данном случае применяется упрощенный порядок таможенного оформления.Полное освобождение от уплаты таможенных платежей применяется при одновременном соблюдении следующих условий: *перемещение товаров происходит в сопровождаемом или несопровождаемом багаже; на воздушном транспортом общая стоимость товаров, не превышает 10 000 евро, а общий вес не превышает 50 килограмм включительно; количество товаров, ограниченных для перемещения не превышает установленных норм. Без уплаты таможенных платежей физические лица могут ввозить культурные ценности при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации.

Физические лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющиеся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства могут ввозить бывшие в употреблении товары (за исключением автомобилей) без уплаты таможенных пошлин, налогов. При условии приобретения товаров, упомянутыми физическими лицами, до въезда на территорию Российской Федерации.

Физические лица могут получать пересылаемые в международных почтовых отправлениях товары без уплаты таможенных пошлин, налогов, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 1 000 евро, и весом не более 31 кг.

Перемещение товаров (за исключением транспортных средств) с уплатой таможенных платежей по единым ставкам может быть осуществлено, в случае если ввоз/вывоз товаров осуществляется физическими лицами в сопровождаемом или несопровождаемом багаже в личных, не коммерческих, целях.

Если вышеуказанные нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере с 30% в части этого превышения, но не менее 4 евро за 1 килограмм.

На товары перемещаемые в личных, не коммерческих, целях физическими лицами, срок временного непрерывного пребывания в иностранных государствах которых составляет более 6 месяцев, распространяются следующие правила:

в случае если общая стоимость ввозимых ими товаров (за исключением транспортных средств) превышает 10 000 евро, но не более 10 000 евро, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров.

в отношении транспортных средств (за исключением автомобилей, единые ставки на которые установлены Положением о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов) применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных транспортных средств.

в случае получения физическим лицом в течение одной недели пересылаемых в международных почтовых отправлениях товаров, стоимость которых превышает 10 000 рублей, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров.

Под совокупным таможенным платежом следует понимать уплату таможенных пошлин, налогов и сборов без разделения на составляющие, в виде общей суммы. Совокупный таможенный платеж применяется в случаях когда:

перемещение товаров осуществляется в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, и их общая стоимость превышает 10 000 евро и/или общий вес превышает 50 килограмм (в части такого превышения);

товары пересылаются в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу РФ (кроме международных почтовых отправлений);

физическое лицо более одного раза в месяц пересекает таможенную границу Российской Федерации;

алкогольные напитки ввозятся в пределах не более 3литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летного возраста. Для расчёта совокупного таможенного платежа ставки налогов, пошлин и сбров определяются законодательными актами Российской Федерации, применяемыми при перемещении товаров участниками внешнеэкономической деятельности. Эти ставки определяются в соответствии с кодами товаров по ТН ВЭД России.

* В случае ввоза табачных изделий только одного вида допускается ввоз 200 сигар, 50 сигарилл, 250 граммов табака, в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнеговозраста. Запрещенные товары

Оружие и вооружение всякого рода, военных образцов и боеприпасы к нему.

Взрывчатые вещества, сильнодействующие яды.

Наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для их употребления.

Произведения искусства и старины, антиквариат и предметы, представляющие значительную художественную, историческую или культурную ценность.

Произведения печати и носители информации, подрывающие нравственность населения.

Другие предметы, ввоз (вывоз) которых запрещен в соответствии с законодательством РФ.

За нарушение таможенных правил, физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных нарушениях (КоАП РФ).

Перемещение физическими лицами товаров через таможенную границу РФ товаров происходит при условии обязательного их декларирования. Товары могут декларироваться:

Физическим лицом, перемещающим товары (гражданином Российской Федерации, гражданином иностранного государства);

Лицами, действующими на основании доверенности (перевозчиками, таможенными брокерами);

Родителями, опекунами, усыновителями или попечителями, в случае если товар перевозится несовершеннолетним физическим лицом, в возрасте до 16 лет;

Руководителем группы при организованном выезде/въезде группы несовершеннолетних.

Российским законодательством предусмотрено две формы декларирования перемещаемых товаров:

устная форма декларирования - заявление физического лица таможенному органу об отсутствии среди перемещаемых им, через границу Российской Федерации, тех товаров, что подлежат обязательному письменному декларированию;

письменная форма декларирования - заявление физического лица таможенному органу, которое предусмотрено для товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию.

К устной форме декларирования относится также и декларирование перемещаемых товаров в Конклюдентной форме. Данная форма декларирования предусматривает наличие системы "красного" и "зеленого" канала.

Для использования конклюдентной формы декларирования перемещаемых физическими лицами товаров, в пунктах пропуска российским законодательством предусмотрена двухканальная система «красного» и «зеленого» каналов.

«Красный канал». Основным предназначением его является возможность декларирования физическими лицами перемещаемых ими товаров, на которые распространяется действие российского законодательства в части обязательного декларирования товаров в письменной форме. А также письменное декларирование товаров, которые не подпадают под данное ограничение, но по желанию физического лица могут быть задекларированы.

«Зелёный канал». В отличие от красного канала он предусматривает упрощённое декларирование перемещаемых товаров, без заполнения таможенной декларации. Основной момент, на который следует обратить особое внимание при пересечении белой линии на входе в «зеленый канал» - данное действие будет рассматриваться таможенными органами как заявление о том, что перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации товары не подлежат обязательному декларированию в письменной форме, и свидетельствует о факте, имеющем юридическое значение. Декларированию в письменной форме подлежат следующие товары: 1.товары, перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже; 2. пересылаемые в адрес физических лиц для личного, не коммерческого пользования исключением являются товары пересылаемые в международных почтовых отправлениях; 3.ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в случае превышения ими стоимости и/или количественных ограничений, устанавливаемых для перемещения товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов; 4.товары, на которые распространяется действие законодательства Российской Федерации в части ограничения их перемещения; 5.в отношении которых, согласно законодательству Российской Федерации, предусмотрено обязательное декларирование в письменной форме (например оружие, культурные ценности); 6. транспортные средства. Обязательному письменному декларированию подлежат товары, перемещаемые в ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже:

1. Ввозимые товары, общая стоимость которых превышает 10000 евро и/или общий вес которых превышает 50килограмм 2. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию, наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000евро. 3. При единовременном вывозе из Российской Федерации, наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 (три тысячи) долларов США. 4. При единовременном вывозе из Российской Федерации, дорожные чеки в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США. 5. При единовременном вывозе из Российской Федерации, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, за исключением случаев вывоза из Российской Федерации ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг при представлении таможенной декларации или иного документа, подтверждающего их ввоз или перевод в Российскую Федерацию. 6. Драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы - палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде: *ввозимые временно; *вывозимые (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий в том числе и со вставками из драгоценных камней). 7. Драгоценные камни: перемещаемые временно, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные янтарные образования, бриллианты, перемещаемые природные алмазы. 8. Культурные ценности. 9. Вывозимые государственные награды Российской Федерации. 10.Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, дериваты, а также полученная из них продукция. 11. Оружие (устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов), основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), патроны (устройства, предназначенные для выстрела из оружия, объединяющие в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение), составные части патронов (гильзы капсулированные, капсюли, порох). 12.Ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 3 литра. 13. Ввозимые табачные изделия не более 200 сигарет или 50 сигар или 250 граммов табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста. 14.Наркотические средства, психотропные вещества их прекурсоры. 15. Сильнодействующие ядовитые вещества. 16.Высокочастотные устройства и радиоэлектронные средства, за исключением оконечного оборудования. 17. Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации. 18.Вывозимые материальные объекты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. 19. Ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии. 20. Радиоактивные изотопы, радиоактивные вещества и изделия на их основе. 21. Вывозимые сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. 22. Ввозимые химикаты, которые могут быть использованы при создании химического оружия. 23. Продукция война. 24. Транспортные средства. 25. Товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже. 26. Товары, пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

Помимо указанных в перечне товаров, физическими лицами могут быть задекларированы и иные товары, перемещаемые ими через таможенную границу Российской федерации. Таковыми могут быть, временно ввозимые/вывозимые с последующим их вывозом/ввозом, товары, общая стоимость которых не превышает установленного максимума (10000 евро) и/или общий вес которых не более 50 килограмм.

В случае если таможенная декларация на указанные товары физическим лицом не была подана, должностное лицо таможенного органа рассматривает это как заявление об отсутствии товаров подлежащих обязательному декларированию в письменной форме. Присутствие среди перемещаемых товаров тех, что подлежат контролю иных государственных органов, допускается лишь при наличии разрешительных документов выданных соответствующим органом. За нарушение таможенных правил, физические лица несут ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации.

Письменное декларирование товаров, перемещение которых осуществляется в сопровождаемом багаже

При письменном декларировании товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже, заполняется пассажирская таможенная декларация по форме ТД-6, с обязательным указанием таможенной стоимости товара. Данная декларация подается одновременно с представлением товаров. Одновременно с ТД-6, в зависимости от обстоятельств поездки, представляются документы для подтверждения заявленных сведений:

В случае если декларирование товаров происходит в устной форме документы могут быть представлены по требованию должностного лица таможенного органа.В таможенный орган в пункте пропуска подаётся 2 экземпляра, заполненной на русском или английском языках, декларации. Отметка о разрешении или отказе в перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации ставится в поле «Для служебных отметок» на обоих экземплярах ТД-6 и заверяется оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица. Один экземпляр возвращается физическому лицу, второй остаётся для хранения в делах таможенного органа.

Письменное декларирование товаров, перемещение которых осуществляется в несопровождаемом багаже:

Декларирование товаров перемещаемых в несопровождаемом багаже, а также пересылаемых в адрес физического лица, происходит путём подачи Заявления, которое содержит сведения: о лице, перемещающем товары, наименованиях перемещаемых товаров, их предназначении, количестве и стоимости, а также сведения о товаросопроводительном документе. В случае необходимости подтверждения заявленных в декларации сведений одновременно с Заявлением предоставляется:

экземпляр пассажирской таможенной декларации ТД-6 на ввозимые товары с отметкой таможенного органа о выпуске;

документ, удостоверяющий личность (паспорт, загранпаспорт, свидетельство о рождении для несовершеннолетних и т.п.);

документ, подтверждающий усыновление, опекунство, попечительство несовершеннолетнего (если товар декларируется этим лицом от имени несовершеннолетнего);

документы, подтверждающие приобретение и стоимость декларируемых товаров (счета, чеки и т.п.);

транспортные (перевозочные) документы (накладные, багажные квитанции и т.п.);

документы, подтверждающие право на льготы (в т.ч. для временного ввоза, беженцы, переселяющиеся на ПМЖ и т.п.);

документы, подтверждающие соблюдение нетарифных ограничений (лицензии, разрешения и проч.);

иные документы, в том числе подтверждающие их предназначение для личных нужд (в случае такой необходимости);

Заявление подается в 15-дневный срок со дня представления товаров таможенному органу по месту проживания или регистрации лица.