Экологический проект «Мы зеленые защитники — друзья пернатых» Видео. Внеклассное мероприятие "Птицы-наши друзья" (2 класс) Птицы верные наши помощники защитники

Цели:

1. Обобщить и расширить знания детей о птицах;
2. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Подготовка:

Стены зала оформляются плакатами "Птицы – друзья леса, сада и огорода!", "Ребята, любите и охраняйте птиц!", "Школьники, готовьтесь к встрече пернатых друзей!"; оформляется выставка детских рисунков и поделок на тему "Мир птиц"; сцена зала оформляется силуэтами берёз и елей, чучелами птиц, взятых из кабинета биологии.

Ход игровой программы

Ведущий:
Сегодня в нашей школе праздник – День птиц. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните. Ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. Де ти исполняют песню "У дороги чибис".

На сцену поднимаются дети в костюмах, изображающие разных птиц.

Ученик 1:
От рассвета до заката –
Вот рабочий день пернатых!
Рано солнышко встаёт
За собою в путь зовёт:
Если вырубить леса.
Пыль пойдёт под небеса,
Высохнут озёра,
Обмелеют реки
И не станут птицы
В пустыне гнездиться.
Это очень грустно,
Когда вокруг пусто.

Ученик 2:
"Люди добрые, - проснитесь!
На работу торопитесь…

Птичий хор уже давно
Раздаётся за окном.
Ждёт птиц трудная работа,
Целый день одна забота –
Накормить своих птенцов,
Желторотых "молодцов".
Ну, а им и горя мало,
Потому что кормит "мама".

Ученик 3:
В тёплом гнёздышке лежат
Потихонечку пищат.
Им родители приносят
Много разных вредных мошек.
Столько…, что не перечесть
Вот за это птицам – честь!
Очень ловко ловят мух
Наши мухоловки
Лишь мелькают тут и там
Серые головки.

Вихрем ласточки летают.
Что захватывает дух,
Мошек на лету хватают,
Очищают воздух.

Трясогузка в огороде
На пружинке будто ходит.
Вся изящна и стройна
В тёмной шапке голова.
Очень ловко вправо, влево
Всё шныряет то и дело,
Достаёт из-под комков
И жуков, и червяков,
И никто не скроется
От такой работницы.

Кто-то там верху на ёлке
Виден чуть из-за иголки,
Это птичка королёк –
Золотистый хохолок.
Весит он всего 5 грамм,
Но известен по делам,
Потому что круглый год
Работать он не устаёт:
Насекомых достаёт из хвоинок ёлок
И зимой он на "посту" несмотря на холод.

Что за облако с небес
В озеро скатилось,
Это лебедь белая на воду опустилась.
Поплыла,как пава,гордо,величаво,
Распушила пёрышки, вытянула шею.
До чего ж красиво, это просто диво!

Оляпка – птичка-водолаз
И этим удивляет нас,
По дну реки заправски ходит
И много корма там находит.
Оляпка очень осторожна
И подойти к ней невозможно.
Чуть звук какой-то раздаётся,
Птичка тотчас окунётся.

Над рекой на ветке
Лазурный огонёк,
Это птичка зимородок
Добычу стережёт.
Сидит долго, долго,
Свесив длинный клюв,
Кажется, уснула
Нет... рыбок обманула,
Стремительный бросок –
Попалась рыбка на "крючок".

А это птичка – ремез-синичка
У неё гнездо – рукавичка,
Она сама "вяжет"
И на ветку прилаживает.
И висит она, как гамачок
Для синичьих "деточек".

Дятел – лесу приятель
Как заправский лекарь
Он деревья лечит.
Клювом по стволу стучит
Тут же хворь определит.
Если дерево больное,
То звучание глухое,
Если звонко звук стучит –
Дятел дальше полетит.
Долбит клювом дупло-дом
И птенцов выводит в нём.
Там они на жёстком дне
Сидят долго в темноте,
Выбираются на волю,
Когда вырастут мозоли.
Разлетаются потом,
Оставляя "родной дом".

На берёзовом стволе
Выросла вдруг шишка,
Берестой опутана серая кубышка
Это зяблик трудится,

Он большая умница,
Смастерил себе гнездо
И замаскировал его.
И никто не поймёт,
Что зяблик в нём живёт.

А гнездо у славки
Только одна травка
Всё оно, как сито,
Паутинкой свито
И в кустарник вплетено,
Прочно держится оно.
И никакие ветры
Его не растреплют.
Славки славно трудятся
Собирают гусениц в огороде и в саду,
Урожай нам берегут.

А щегол – настоящий "щеголь".
Оперение просто диво,
Всё подобрано красиво,
Где он только пролетит,
Всякий в след ему глядит.
Стайками щеглы посещают пустыри,
Будто бабочки порхают,
Сорняки уничтожают.

Удивительная птичка –
Ну, а кто скажите нам,
Ловко ходит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица – поползень.
Настоящий акробат,
Чистит все стволы подряд.

А у удода клюв, как шило
Гребешок – петушиный.
Он как бабочка порхает
В тёмных дуплах проживает.

Ну, а аист, такой франт,
Он одет в парадный фрак
И на ножках красные сапожки,
Часами терпеливо стоит аист в болоте,
Подбоченившись игриво,
Будто танцевать он хочет.
Нет… он просто ждёт лягушек,
Потому что хочет кушать.

Всё вокруг белым бело,
За окном зима давно,
Только вот на яблонях
Румяные яблочки.
Не съедобные они
Это птицы-снегири.

А у горихвостки
Огонь-хвостик,
Точно пламя он мерцает,
Чем людей он удивляет.
Люди думают – "дом горит"!
А это птичка на крыше сидит.

Ученик 4:
С птичками-певуньями
Веселей живётся,
Потому и надо нам
О них позаботиться.

Сделать домик для скворца,
Для синиц – синичник,
А когда придёт зима –
Подготовить им корма:
Мячики репейные.
Веники крапивные,
Букетики лебеды –
И не будет им беды.

Ведущий:
Для игры нам необходимо выбрать участников, а ими станут те, кто правильно отгадает загадки.

1. Не княжеской породы,
А ходит с короной,
Не ратный ездок,
А с ремнём на ноге,
Не сторожем стоит,
А всех рано будит (Петух).

2. По ночам летает
На охоту.
Днём не видит
Да и спать охота (Филин).

3. Чёрный, проворный,
Кричит "крак",
Червякам враг (Грач ).

4. Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы (Сорока).

6. Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогами ест (Гусь).

7. Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сам мал,
А за морем бывал (Ласточка).

8. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (Скворец).

9. Длинноноги, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
А как лето пробежит,
Он уже на юг спешит
По путям старинным, длинным
В стае, выстроенной клином (Журавль).

10. Мать отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду (Кукушка).

11. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
Тем ещё известна птица,
Что морозов не боится:
Может в холод самый злой
Деток вывести зимой(Клёст).

12. Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрёкот-крик (Сорока).

Ведущий:
Те, кто за правильный ответ получили синие жетоны, занимают места игроков, а кто получил зелёные – их помощников.

Условия игры:
Участники игры выходят в следующий тур по наибольшему количеству набранных очков и звёзд.
За правильный ответ игроки получают по одному очку. В случае, если ответ правильный и у игроков и у помощников, добавляется и звезда.
У игроков и у помощников на столах есть "ладошки" с числами1, 2, 3, 4. Они нужны вам для ответов.

1. Какая из птиц быстрее всех летает?
Ласточка
Стриж
Сокол
Кулик

2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй?
Королёк
Страус
Колибри
Пингвин

3. О какой птице идёт речь в сказке дацкого писателя Г.-Х. Андерсена "Дюймовочка".
Синица
Ласточка
Ворон
Гусь

(4 игрока выходят во второй тур).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

Нужно отгадать ребусы. Победителей ждут призы. (1.Сорока, 2. Стриж, 3. Цапля, 4. Ласточка, 5. Воробей, 6. ворона, 7. Чайка, 8. Сокол, 9. Чиж).

Ведущий:
Сейчас из этой коробки–грамматейки выскочат 12 кубиков с изображёнными на них буквами. Вы должны за 2 минуты составить слова, имеющие отношение к миру пернатых, используя буквы только один раз. Сколько использовано букв, столько и очков.

П Я И Т А Ц С Р Б Ж Л Е

(Птица, аист, ястреб, стриж, цапля и т. д.)

Тот, кто составил самое длинное слово, выходит к 5-ти коробкам, в которых лежат призы. Среди них – "зрительские аплодисменты". Игрок может выбрать себе коробку с призом, отдав звезду. Если ему приз не нравится, он может открыть другую коробку, но за это ему снова придётся отдать звезду.

(В 3 тур выходят 3 человека).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

(Предлагается головоломка. Ведущий читает описание птицы, а зрители должны угадать её название. Правильные ответы сопровождаются демонстрацией иллюстрации с изображением этой птицы. За правильный ответ участник игры получает приз).

Вопросы:
1. Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пёстринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. (Сойка.)

2. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)

3. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)

4. Птица подотряда стрижей отряда длиннокрылых. Крылья длинные, узкие. Оперение тёмно-бурое или черноватое. Гнёзда этой птицы состоят из растительных материалов, склеенных слюной, или из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнёзда); в Китае эти гнёзда люди употребляют в пищу.(Саланган.)

5.Птица из отряда воробьиных. Голова большая, клюв на вершине с крючком и зубцом перед вершиной, хвост длинный. Оперение рыхлое, чаще серых тонов в сочетании с белым и чёрным, реже с рыжим. Избегая сплошных лесов, селится в лесотундре, на опушках леса, на полянах, в степи или пустыне с зарослями кустарника или отдельными деревьями. Некоторые из них запасают пищу, накалывая добычу на сучки или колючки. (Сорокопут).

6. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель).

"Логическая цепочка"

Нужно найти ошибку в цепочке предложенных ответов и показать номер, который ей не соответствует.

1. Я думаю, что все эти птицы роют норы для гнезда.
Береговая ласточка
Зимородок
Дятел
Щурка

2. У всех этих птиц весной появляются птенцы.
Скворец
Клёст
Жаворонок
Иволга

3. У этих птиц все пальцы на ногах соединены между собой перепонками.
Чайка
Пингвин
Утка
Индюк

4. Я думаю, что все эти птицы охотятся днём.
Сокол
Орёл
Филин
Беркут

(В финал выходят 2 человека).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

А сейчас мы проверим знания о птицах у наших зрителей. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно соединить первую часть пословицы с другой. За правильный ответ игрок получает приз.

НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… , А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.
ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.
У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.
РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.
СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.
ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.
ГЛУПА ТА ПТИЦА… СЧИТАЮТ.
ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ, _ НЕ ПОЙМАЕШЬ.
МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.
КОГОТОК УВЯЗ… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.

4 ТУР (ФИНАЛ)

За одну минуту игрокам и их помощникам нужно составить как можно больше слов из слова – Л А С Т О Ч К А. По истечении одной минуты игроки начинают поочереди перечислять составленные слова. Можно пользоваться словами помощников. Если слова закончились можно отдавать звезды, заработанные во время игры. Побеждает тот, кто называет слово последним.

Награждение победителей и участников игры.

Ведущий:
Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела
наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут птицы?
(Дети отвечают.)

Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень
быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель.
Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случится. Давайте
вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как
птицы. (Дети отвечают.)

Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять кормом…

Ученик:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин. Покормите птиц.)

Дети исполняют песню "Про воробья".


© Все права защищены

Ольга Поплева
Экологический проект «Мы зеленые защитники - друзья пернатых» Видео

проекта на тему : «Мы зеленые защитники- друзья пернатых » .

(Подготовительная группа)

ГБОУ г ГБОУ Школа №1374 УК "Семицветик" г. Москвы.

Тип проекта : познавательно - исследовательский.

Возраст детей : 6 – 7 лет

Период выполнения проекта : с 1.09.2015 по 31. 05. 2016.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Выполнила :

Поплва О. П.

Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы прилетели в гости к нам.

Ни комарика, ни мушки. Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек».

(Ю. Синицын)

Актуальность проекта :

Мир птиц интересен и разнообразен. Наблюдать за пернатыми с детьми настоящее удовольствие. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы-верные наши помощники, защитники лесов , полей, садов и огородов. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.

За последние года в столичном регионе стало вдвое меньше водоплавающих птиц, почти исчезли синицы, под угрозой полного исчезновения находится ряд и без того редких "красно книжных" пернатых . Даже воробьи встречаются в городе все реже.

Результат - колоссальный рост числа насекомых, от которых особенно страдают и люди, и растения.

Причина исчезновения птиц из городов - ликвидация зеленых насаждений и , как следствие, отсутствие для них кормовой базы.

Мы - на пороге экологической катастрофы , последствия которой могут быть необратимы. Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию? Как минимум не разорять гнезда и не распугивать птиц, подкармливать их любимыми лакомствами, развешивать скворечники, кормушки. Только сообща мы сможем побороть создавшуюся ситуацию!

Цель : - формировать представление детей о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым .

Задачи :

Побуждать детей к проявлению познавательной инициативы; закрепить знания о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно и всё находится в великом равновесии;

Развивать творческие способности, речь детей, внимание и мышление; умение сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи между разными видами птиц; - расширение представлений детей о прилётных птицах (грачи, трясогузки, ласточки и др., выведение птенцов, забота о них;

Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете, умение восхищаться и радоваться новым наблюдениям за птицами, вызывать интерес и желание в оказании посильной помощи пернатым друзьям ;

Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, скворечников) .

Предполагаемый результат.

Систематизация знаний детей о птицах;

Формирование осознанного действенного отношения к птицам, желание заботиться о пернатых ;

Понимание их значимости в жизни людей;

Родитель, активно участвующий в проекте , способен воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

План реализации Проекта :

Подготовка к проведению проекта .

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать художественную и познавательную литературу по теме.

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия

(картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц, музыкальные произведения).

4. Составить перспективный план.

5. Изготовление шапочек - птичек; дидактические игры; создание атрибутов для занятий и игр.

6. Изготовление кормушек и скворечника.

7. Изготовление поделок для организации выставки «Птички-невелички» .

8. Изготовление Листовок с призывом : «Подкормите птиц зимой» . 9. Фотоотчет родителей : «Наши дети и птицы»

10. Презентация проекта .

2. Основной этап :

Выполнение проекта .

Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей :

1. «Социально-коммуникативное равзвитие» :

Формировать представление о связях в природе «человек и птица» ;

Побуждать желание узнать о птицах больше, заботиться о них;

Наблюдение за поведением птиц на прогулке, во время кормления у кормушки.

Игровая деятельность :

Развивать игровые навыки детей : пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх;

Формировать конструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх;

Игры имитации : «Мы птички» , «Узнай меня, я - птица…» .

Дидактические игры : «Назови птицу» «Кто где живёт?» , «Когда это бывает» , «Кто как кричит?» , «Кого не стало?» , «Назови птичку ласково» . «Времена года» , «Когда это бывает?» , «Подбери крылышко по цвету» .

Сюжетно-ролевые игры : «Птичья столовая» , «Птица с птенчиками

Беседы : «Зачем нужны птицам гнезда?» , «Пернатые – братья наши меньшие»

Поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке.

«Безопасность» .

Беседа на тему : «Осторожно – кошка!» , «Не дадим птичке умереть от холода и голода» . «Не разоряйте птичьих гнезд» ,

Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные , не могут постоять за себя)

«Коммуникация» :

Учить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности;

Игры на развитие навыков общения : «Назови ласковым именем»

2.«Познавательное развитие» :

Развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что – либо о птицах;

Поощрять интерес к источникам информации;

Развивать умственные способности.

Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада :

(отметить особенности строения, повадки, кормление, рассмотреть гнезда, скворечники).

Настольные игры : «Разрезные картинки» , «Помогите найти маму» , «Какая птица, назови» , «Кто что ест?» , «Домино» , Магнитная мозаика», «Пазлы» , «Кто живет в лесу?» , «Птицы нашего города» .

Беседы : «Птицы зимой» , «Чем питаются птицы» , «Зачем нужны птицам гнезда?» ,

«Городские птицы» , «Лесные птицы» .

3. Речевое развитие»:

Формировать желание произносить слова правильно;

Выделять звуки в словах, учить звукоподражанию;

- игры : «Назови детёнышей» , «Кто как кричит» , «Чей голос?»

Рассматривание фотографий птиц : «Птицы России» , «Зимующие птицы» , «Перелетные птицы» .

Рассматривание сюжетных картинок : «Грачи прилетели» , «Кормление птиц» ; «Сороки на ветке рябины» , «Снигери» .

Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах, отгадывание загадок.

Открытое занятие : "Зимующие птицы".

Стихи : А. Барто «Синица» , «Села птичка на окошко» ; А. Блок «Ворона» ; В. Жуковский «Птичка» .

Загадки :

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь, кружат, двадцать пар

И кричат : - Кар! Кар! Кар! (Ворона)

Он по крышам, по балконам

Вальс танцует, да с поклоном;

Перышками пыжится,

Боком - боком движется,

Семенит ногами,

Топчется кругами,

И поёт, и говорит,

Шейка радугой горит; (Голубь)

На сосне, в лесу густом

Сидит плотник с долотом :

В пестренькой рубашке,

В красненькой фуражке.

Стучу - голова болит,

А не стучу - голодный,

Язык птичий для добычи :

Он липучий и колючий. (Дятел)

Братьев погубила,

Мамку не любила,

Мачеху забыла,

Деток не кормила. (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Спинкою зеленовата ,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это. (Снегири)

Днем я сплю, а ночью летаю.

Хорошо я поступаю? (Сова)

Всех я за день навещу,

Все, что знаю, растрепу! (Сорока)

Чтение художественной литературы :

Прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, поговоркам;

Поощрять самостоятельное общение

как положительных, так и отрицательных

Чтение : А. Барто «Птичка» , «Кто как кричит?» ; Е. Чарушин «Яшка» ; М. Зощенко «Умная птичка» ; А. Майков «Ласточка примчалась» ; Е. Авдеенко «Воробей» ; А. Толстой «Умная галка» ; М. Пришвин «Дятел» , «Гаечки» ; М. Горький «Воробьишко» ; Бианки «Синичкин календарь» ; А. Кушнер «Птицы» . Блайтон «Знаменитый утенок Тим»

Поэзия : Ю. Кушак «Сорок сорок» ;

Басня : «Хотела галка пить» ;

4.«Художественно-эстетическое развитие» :

Вечер поэзии на тему : «Встречаем птиц»

Продуктивная деятельность :

Работа по рисованию : «Рисуем воробья» , «Птичка клюют рябину» , «Птичка в ладошке» .

Работа по лепке : «Слепим птичку» . «Птичка клюет зернышки» , «Кормушка с зернышками» .

Работа по аппликации : «Синица на кормушке» , «Домик для скворушки» , «Снегирь» . Изготовление кормушки из бросового материала

- книжки-раскраски : «Птицы» , «Лесные пернатые » , «Птичий двор» .

Трафареты с изображением птиц.

Игры со строительным материалом : «Домик для птички» , «Кормушка» .

5.«Физическое развитие» :

Подвижные игры : «Воробьи и автомобиль» , «Наседка и цыплята» , «Птички и птенчики» , «Найди своё гнездо» , «Птицы в гнездышках» , «Воробушки и кот» , «Перелет птиц» .

Здоровье :

С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение, эмоции, физическое состояние.

Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия.

- Игры на развитие дыхания : «Птичка» .

Контроль сердечной деятельности : «Тук – тук» .

- Психогимнастика : «Пёрышки и камушки»

Развивающая среда :

Сюжетные картинки на тему «Птицы» . Альбом для рассматривания : «Птицы мира» , «Птицы России» , «Домашние птицы» . Книжки - раскраски : «Птицы» , «Лесные пернатые » , «Птичий двор» .

Организовать выставку совместных работ по теме «Птички-невелички» ;

Оформление папки-передвижки на тему : «Сохраним природу любовью и заботой» ;

к участию в конкурсе рисунков или фотографий детей и птиц.

Привлечение родителей к постройке кормушек и развешиванию их на участке детского сада. Изготовление скворечника. Обеспечение кормом для птиц и участие в акции : «Подкорми птиц зимой!» . Выставка детских рисунков на тему : «Птицы» . Изготовление Листовок с призывом : «Подкормите птиц зимой» .

3. Заключительный этап.

Подведение итогов реализации проекта ;

Выставка творческих работ : «Птицы-наши друзья »

Изготовление и вывешивание скворечников папами с

Фото и видео отчет родителей : «Наши дети и птицы»

Презентация проекта .

Создание мультфильма «Покормите, люди, птиц» .

наталья давыдова
Сценарий праздника «Птицы-наши друзья»

Сценарий праздника «Птицы-наши друзья » .

наталья давыдова

Сценарий праздника «Птицы-наши друзья » .

МБДОУ «Камышенский детский сад «Родничок»

Сценарий праздника

«Птицы – наши друзья » .

(старший дошкольный возраст) .

Выполнила : воспитатель Давыдова Н. С.

С. Камышенка, 2016

Праздник «Птицы – наши друзья »

Сегодня у нас праздник – День птиц .

Ведущий. Почему без птиц нам не обойтись ? Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните, ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц , стрелять в них из рогаток! Берегите птиц !

Птицы – наши друзья !

Птицы – это красота и тайна.

Ведущий. Ребята, отгадайте загадки :

1. Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

2. На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу.

3. Верещуньи, белобока,

И зовут ее.

4. Ей на месте не сидится :

Все летает целый день,

Суетится, суетится,

Целый день звенит : "Тень-тень!"

Угадай-ка, что за птица ?

То веселая.

5. И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши – прячутся, дрожа :

Очень уж суровы

Филины и.

Мальчик, одетый в костюм дятла, встает и проходит перед ребятами, давая возможность им полюбоваться разнообразием красок своего костюма.

Дятел. Кто вы?

Хоть я не молоток –

По дереву стучу;

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

Ведущий. Кто же это, ребята? Вы догадались?

Дети. Это дятел.

Дятел. Правильно, ребята! Я дятел.

Ведущий. Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие

красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас

говорят : "Дятел – лучший друг леса", вас ласково зовут Тук Тукич, о вас

складывают загадки. Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало : дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие птицы .

Ведущий : Дятел, что ты нам принес?

Птицы отвечают : Лесную телеграмму.

Ведущий. Давайте послушаем, что это за телеграмма.

Ведущий. Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою

песенку : "Синь-синь-синь"? И как будто повторяет, прислушайтесь.

Девочка, одетая в костюм синички, встает и говорит : "Скинь кафтан, скинь

Ведущий. Ребята, вы ее узнали?

Дети. Это синица.

Синица. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый

черный клюв.

Ведущий. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц . Летом она

питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало.

Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них "столовые".

К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать и кусочки сала.

Ведущий. Ребята! Посмотрите, что за маленькая птичка сидит рядом со мной.

Снегирь. На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

Дети. Это снегирь!

Ребенок, одетый в костюм снегиря, проходит по сцене .

Снегирь. Я - снегирь. Прилетаю я из более холодных мест.

Ведущий. Посмотрите, какой у снегиря толстый черный клюв. Им он вылущивает семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы.

Ведущий. А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит

на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод : "чуть-жив,

чуть-жив?"

Несколько детей, одетых в костюмы воробьев, пробегают по сцене .

Ведущий. Голодом страшна зима птицам , а не холодом. Сыта птаха – и тепло

ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи – ненужные птицы ? Нет, они главные защитники – сторожа парков и садов. Свое многочисленное потомство они выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.

Дятел : Не забывайте о нас, ребята, зимой.

Синица. Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить

трудное зимнее время.

Ведущий. Спасибо, птицы ! Ребята, надеемся, что вам понравился наш праздник .

Ведущий. Ребята, посмотрите, сколько перелётных и зимующих птиц залетело к нам в открытое окошко (показывает силуэты птиц из белой бумаги ) Только вот пока они из дальних стран летели, дожди да ветры все краски с их пёрышек посмывали, беленькие стали пташки, загрустили, петь перестали. Может быть, вы им поможете – распишите да раскрасите?

Дети идут в группу раскрашивать птиц .

До новых встреч!

Публикации по теме:

«Птицы - наши друзья». Сценарий тематического развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Птицы - наши друзья» Сценарий тематического развлечения для детей среднего дошкольного возраста. Дети вбегают парами в муз зал с «птичками».

Конспект занятия «Птицы - наши друзья» Открытое занятие 16 февраля 1-я младшая группа «радуга» - вот ребята посмотрите сколько к нам сегодня гостей пришло. Давай те с ними.

Тип проекта: краткосрочный Направленность: художественно-творческий, познавательный Актуальность темы: Взаимоотношение человека с природой.

Проект «Птицы - наши друзья» Образовательный проект «Птицы – наши друзья» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный.

Проект «Птицы наши друзья» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кадряковская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района.

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Сценарий

праздника- игры

«Птицы- наши верные друзья».

(для учащихся начальной школы)

Подготовила

учитель начальных классов

Жигулина Оксана Валерьевна

с. Любимовка, 2018г.

Сценарий праздника- игры

«Птицы- наши верные друзья».

Цели:

1. Обобщить и расширить знания детей о птицах;
2. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Подготовка: стены зала оформляются плакатами "Ребята, любите и охраняйте птиц!", "Школьники, готовьтесь к встрече пернатых друзей!"; оформляется выставка детских рисунков и поделок на тему "Мир птиц"; сцена зала оформляется силуэтами берёз и елей, чучелами птиц, взятых из кабинета биологии.

Ход игровой программы

Ведущий:
Сегодня в нашей школе праздник – День птиц. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните. Ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.
Дети исполняют песню "У дороги чибис".

На сцену поднимаются дети в костюмах, изображающие разных птиц.

Ученик 1:
От рассвета до заката –
Вот рабочий день пернатых!
Рано солнышко встаёт
За собою в путь зовёт:
Если вырубить леса.
Пыль пойдёт под небеса,
Высохнут озёра,
Обмелеют реки
И не станут птицы
В пустыне гнездиться.
Это очень грустно,
Когда вокруг пусто.

Ученик 2:
"Люди добрые, - проснитесь!
На работу торопитесь…
Птичий хор уже давно
Раздаётся за окном.
Ждёт птиц трудная работа,
Целый день одна забота –
Накормить своих птенцов,
Желторотых "молодцов".
Ну, а им и горя мало,
Потому что кормит "мама".

Ученик 3: В тёплом гнёздышке лежат
Потихонечку пищат.
Им родители приносят
Много разных вредных мошек.
Столько…, что не перечесть
Вот за это птицам – честь!
Очень ловко ловят мух
Наши мухоловки
Лишь мелькают тут и там
Серые головки

1.Вихрем ласточки летают.
Что захватывает дух,
Мошек на лету хватают,
Очищают воздух.

2.Трясогузка в огороде
На пружинке будто ходит.
Вся изящна и стройна
В тёмной шапке голова.
Очень ловко вправо, влево
Всё шныряет то и дело,
Достаёт из-под комков
И жуков, и червяков,
И никто не скроется
От такой работницы.

3.Кто-то там верху на ёлке
Виден чуть из-за иголки,
Это птичка королёк –
Золотистый хохолок.
Весит он всего 5 грамм,
Но известен по делам,
Потому что круглый год
Работать он не устаёт:
Насекомых достаёт из хвоинок ёлок
И зимой он на "посту" несмотря на холод.

4.Что за облако с небес
В озеро скатилось,
Это лебедь белая на воду опустилась.
Поплыла, как пава, гордо, величаво,
Распушила пёрышки, вытянула шею.
До чего ж красиво, это просто диво!

5.Оляпка – птичка-водолаз
И этим удивляет нас,
По дну реки заправски ходит
И много корма там находит.
Оляпка очень осторожна
И подойти к ней невозможно.
Чуть звук какой-то раздаётся,
Птичка тотчас окунётся.

6.Над рекой на ветке
Лазурный огонёк,
Это птичка зимородок
Добычу стережёт.
Сидит долго, долго,
Свесив длинный клюв,
Кажется, уснула
Нет... рыбок обманула,
Стремительный бросок –
Попалась рыбка на "крючок".

7.Дятел – лесу приятель
Как заправский лекарь
Он деревья лечит.
Клювом по стволу стучит
Тут же хворь определит.
Если дерево больное,
То звучание глухое,
Если звонко звук стучит –
Дятел дальше полетит.
Долбит клювом дупло-дом
И птенцов выводит в нём.
Там они на жёстком дне
Сидят долго в темноте,
Выбираются на волю,
Когда вырастут мозоли.
Разлетаются потом,
Оставляя "родной дом".

8.На берёзовом стволе
Выросла вдруг шишка,
Берестой опутана серая кубышка
Это зяблик трудится,

9.Он большая умница,
Смастерил себе гнездо
И замаскировал его.
И никто не поймёт,
Что зяблик в нём живёт.

10.А гнездо у славки
Только одна травка
Всё оно, как сито,
Паутинкой свито
И в кустарник вплетено,
Прочно держится оно.
И никакие ветры
Его не растреплют.
Славки славно трудятся
Собирают гусениц в огороде и в саду,
Урожай нам берегут.

11.А щегол – настоящий "щеголь".
Оперение просто диво,
Всё подобрано красиво,
Где он только пролетит,
Всякий в след ему глядит.
Стайками щеглы посещают пустыри,
Будто бабочки порхают,
Сорняки уничтожают.

12.Удивительная птичка –
Ну, а кто скажите нам,
Ловко ходит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица – поползень.
Настоящий акробат,
Чистит все стволы подряд.

13.А у удода клюв, как шило
Гребешок – петушиный.
Он как бабочка порхает
В тёмных дуплах проживает.

15.Ну, а аист, такой франт,
Он одет в парадный фрак
И на ножках красные сапожки,
Часами терпеливо стоит аист в болоте,
Подбоченившись игриво,
Будто танцевать он хочет.
Нет… он просто ждёт лягушек,
Потому что хочет кушать.

16.Всё вокруг белым бело,
За окном зима давно,
Только вот на яблонях
Румяные яблочки.
Не съедобные они
Это птицы-снегири.

17.А у горихвостки
Огонь-хвостик,
Точно пламя он мерцает,
Чем людей он удивляет.
Люди думают – "дом горит"!
А это птичка на крыше сидит.

Ученик 4:
С птичками-певуньями
Веселей живётся,
Потому и надо нам
О них позаботиться.

Сделать домик для скворца,
Для синиц – синичник,
А когда придёт зима –
Подготовить им корма:
Мячики репейные.
Веники крапивные,
Букетики лебеды –
И не будет им беды.

Ведущий:
Для игры нам необходимо выбрать участников, а ими станут те, кто правильно отгадает загадки.

1. Не княжеской породы,
А ходит с короной,
Не ратный ездок,
А с ремнём на ноге,
Не сторожем стоит,
А всех рано будит (Петух).

2. По ночам летает
На охоту.
Днём не видит
Да и спать охота (Филин).

3. Чёрный, проворный,
Кричит "крак",
Червякам враг (Грач ).

4. Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы (Сорока).

6. Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогами ест (Гусь).

7. Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сам мал,
А за морем бывал (Ласточка).

8. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (Скворец).

9. Длинноноги, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
А как лето пробежит,
Он уже на юг спешит
По путям старинным, длинным
В стае, выстроенной клином (Журавль).

10. Мать отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду (Кукушка).

11. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
Тем ещё известна птица,
Что морозов не боится:
Может в холод самый злой
Деток вывести зимой (Клёст).

12. Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрёкот-крик (Сорока).

Ведущий:
Те, кто за правильный ответ получили синие жетоны, занимают места игроков, а кто получил зелёные – их помощников.

Условия игры:
Участники игры выходят в следующий тур по наибольшему количеству набранных очков и звёзд.
За правильный ответ игроки получают по одному очку. В случае, если ответ правильный и у игроков и у помощников, добавляется и звезда.
У игроков и у помощников на столах есть "ладошки" с числами1, 2, 3, 4. Они нужны вам для ответов.

1 ТУР

1. Какая из птиц быстрее всех летает?
Ласточка
Стриж
Сокол
Кулик

2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй?
Королёк
Страус
Колибри
Пингвин

3. О какой птице идёт речь в сказке дацкого писателя Г.-Х. Андерсена "Дюймовочка".
Синица
Ласточка
Ворон
Гусь

4. Какая из птиц весной может подражать голосам многих своих собратьев, причём так увлечённо, что не слыша ничего вокруг, может стать жертвой охотника или хищника.
Глухарь
Рябчик
Тетерев
Куропатка

(4 игрока выходят во второй тур).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

Нужно отгадать ребусы. Победителей ждут призы.





(1. Воробей, 2. Ворона, 3. Стриж, 4. сорока, 7.снегирь, 9. скворец).

2 ТУР

Ведущий:
Сейчас из этой коробки–грамматейки выскочат 12 кубиков с изображёнными на них буквами. Вы должны за 2 минуты составить слова, имеющие отношение к миру пернатых, используя буквы только один раз. Сколько использовано букв, столько и очков.

П Я И Т А Ц С Р Б Ж Л Е

(Птица, аист, ястреб, стриж, цапля и т. д.)

Тот, кто составил самое длинное слово, выходит к 5-ти коробкам, в которых лежат призы. Среди них – "зрительские аплодисменты". Игрок может выбрать себе коробку с призом, отдав звезду. Если ему приз не нравится, он может открыть другую коробку, но за это ему снова придётся отдать звезду. (в 3 тур выходят 3 человека).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

(Предлагается кроссворд. Зрители должны ответить, кто ответить быстро и правильно. Правильные ответы сопровождаются демонстрацией иллюстрации с изображением этой птицы. За правильный ответ участник игры получает приз).

Вопросы:
По горизонтали:

1. Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка. О ком это? 2. У него большой клюв с мешком, который эта птица использует для рыбной ловли. 3. В сказках его карканье, может накликать беду. 4. Разновидность орла. 5. «Финист – ясный...». 6. Морская любительница рыбки. 7. Про болтливых людей говорят, что похожи на эту птицу. 8. В честь него получил название птичий домик. 9. Удивительно красиво поет. 10. Яркая, тропическая птица, можно обучить ее произносить слова.

По вертикали:

1.Люди поселили эту птичку в часы. 2. Веселая птица из семейства воробьиных. 3. Одна из самых красивых птиц отряда куриных. 4. Серый, маленький, юркий. 5. Хищная птица. 6. Настоящая жар-птица. 7. Он принес Ною в клюве веточку маслины. 8. Она любит постоять на одной ноге. 9. Знатоки узнают ее по яркому голубому пятнышку на крыле.


Ответы:

По горизонтали:

1. Петух. 2. Пеликан. 3. Ворон. 4.Беркут. 5.Сокол. 6. Чайка. 7. Сорока. 8. Скворец. 9. Соловей. 10. Попугай.

По вертикали:

1.Кукушка. 2. Щегол. 3. Фазан. 4. Воробей. 5. Ястреб. 6. Павлин. 7. Голубь. 8. Цапля. 9. Сойка.

В исполнении детей песня: «Скворушка»

3 ТУР

"Логическая цепочка"

Нужно найти ошибку в цепочке предложенных ответов и показать номер, который ей не соответствует.

1. Я думаю, что все эти птицы роют норы для гнезда.
Береговая ласточка
Зимородок
Дятел
Щурка

2. У всех этих птиц весной появляются птенцы.
Скворец
Клёст
Жаворонок
Иволга

3. У этих птиц все пальцы на ногах соединены между собой перепонками.
Чайка
Пингвин
Утка
Индюк

4. Я думаю, что все эти птицы охотятся днём.
Сокол
Орёл
Филин
Беркут

(В финал выходят 2 человека).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

А сейчас мы проверим знания о птицах у наших зрителей. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно соединить первую часть пословицы с другой. За правильный ответ игрок получает приз.

НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… , А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.
ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.
У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.
РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.
СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.
ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.
ГЛУПА ТА ПТИЦА… СЧИТАЮТ.
ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ, _ НЕ ПОЙМАЕШЬ.
МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.
КОГОТОК УВЯЗ… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.


4 ТУР (ФИНАЛ)

За одну минуту игрокам и их помощникам нужно составить как можно больше слов из слова – Л А С Т О Ч К А . По истечении одной минуты игроки начинают по очереди перечислять составленные слова. Можно пользоваться словами помощников. Если слова закончились можно отдавать звезды, заработанные во время игры. Побеждает тот, кто называет слово последним.

Награждение победителей и участников игры.

Ведущий:
Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут птицы?
(Дети отвечают.)
- Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель. Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случится. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы . (Дети отвечают.)

Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять кормом…

Ученик:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.


А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин. Покормите птиц.)

Дети исполняют песню "Про воробья".

Внеклассное мероприятие в начальных классах

Тема: Птицы и я – большие друзья.

Цели проведения внеклассного мероприятия :

    развитие познавательной и творческой активности учащихся

    расширение и углубление кругозора ребят;

    развитие творческих способностей;

    воспитание любви к родной природе и бережного отношения к птицам

Ход мероприятия.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ( звучит мелодия - голоса птиц)

Птицы – это песнь и полет.

Птицы – дети воздуха, покровители воздушного океана.

Птицы – дети радуги. Перо их переливается всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов, плодожорок и грызунов.

Птицы – это тайна и красота. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц.

А теперь мы с вами отправимся в прекрасный, многообразный мир птиц. Посмотрите, здесь собрались три стаи. Представьтесь, пожалуйста.

I СТАЯ (ВОРОБЬИ)

(чтение стихотворения Загрустил воробей”)

Загрустил воробей.

Загрустил воробушка в сером зипуне.
- Что же ты не весел, иль не рад зиме?
- Я тебе отвечу, мой давнишний друг,
Опустело поле, речка тихо спит,
Облетели листья с кленов и ракит.


Солнышко далекое стало слабо греть.
Мне же все не хочется никуда лететь.
Знаю, будет вьюга петь тут и кружить,
Но разлуки с Родиной мне не пережить

У меня есть дружок – воробей.
Совершенно бесстрашная птица!
Не боится больших голубей
И вообще никого не боится.
Не боится голодных котов,
Не боится высоты и вьюги….
Будь здоров, воробей, будь здоров!
Прилетай поболтать на досуге!

Сообщение о воробьях.

Я вам хочу рассказать о воробьях. Воробьи, которые живут рядом с человеком, под крышами домов – это домовые, но есть и полевые воробьи. Гнездятся полевые воробьи в старых парках, гнезда устраивают либо в дуплах, либо в куче хвороста, скворечниках и дуплянках, которые в лесу развешивают школьники. Гнездо они делают из всякого мусора, из травинок, из сена, соломы. Внутри гнезда все устлано обязательно перьями. Ярких красок в их одежде – перышках, нет: спинка коричневая, брюшко серое, на голове светло-коричневая шапочка. Их перышки всегда чистые, аккуратные и смотреть на них приятно, так как они постоянно следят за чистотой своего тела.

II СТАЯ (СНЕГИРИ)

(чтение стихотворения А. Кондратьева Огоньки – снегири.)

Откуда в дремучем лесу огоньки
Садятся на ветки, на снег, на сучки?
Что ж ветки от тех огоньков не горят?
Не тает нисколько их снежный наряд.

Пощиплют репьев и щебечут на ветках
О новых полетах, о новых разведках.
Всю зиму, весь день – от зари до зари –
Летают в лесу огоньки – снегири.

Пусть я птичка-невеличка, у меня, друзья, привычка,
Как начнутся холода – прямо с Севера сюда.
Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой ярко-красный галстук мой.

Сообщение о снегирях.

Снегири величиной чуть крупнее воробья. Красные грудки самцов зимой видны издалека. Зимой в лесу снегири едят ягоды рябины и бузины, семена ольхи, клена. Ну, а если красногрудый прилетит на поле, то полакомится семенами конского щавеля, репейника или лебеды. Прилетают снегири покормиться в сады и в парки. Сидящие на ветках снегири похожи на красные фонарики, которые украшают лес и делают его очень нарядным.

III СТАЯ (ДЯТЛЫ)

(чтение стихотворения Трудолюбивый дятел.)

Трудолюбивый дятел.

Сколько сноровки, к труду интереса
У пестрого дятла – защитника леса.
Он никогда не бывает без дела,
Строит жилища для птиц и для белок.

Лечит деревья от многих болезней,
Стук его слышен издалека.
Труд его сложный и очень полезный
Не нравится только вредным жукам. (Г. Ладонщиков)

Если в лесу захворала сосна,
Если болезнь у сосны не ясна,
Доктор к сосне прилетит на заре,
Сядет на сук, постучит по коре.
В красном берете и в белом халате
Лечит деревья заботливый дятел. (В. Кожевников)

Сообщение о дятлах.

Дятел – древесная птица. Он долбит больные деревья клювом и вытаскивает длинным языком из – под коры жуков – короедов, личинки.

Иногда под деревом навалена целая куча вышелушенных сосновых шишек. На дереве – кузница дятла. Зимой за дятлом летает стайка синиц. Они кормятся около него. Дятел не все семечки выклюет из шишки – синицы доклюют. Дятел раздолбит трухлявое дерево, и синицам жучок или личинка достанется.

Молодцы, ребята. То что вы нам рассказали о птицах- очень интересно. А сейчас мы посмотрим на сколько вы внимательны.

Игра.

Условие: хлопать в ладоши, если речь идет не о птицах.

Прилетели птицы Чибисы, чижи
Голуби, синицы Галки и стрижи
Мухи и стрижи Комары, кукушки
Прилетели птицы Прилетели птицы
Голуби, синицы Голуби, синицы
Аисты, вороны Галки и стрижи
Галки, макароны Аисты, кукушки
Прилетели птицы Даже совы – сплюшки
Голуби, синицы Лебеди, утки и спасибо шутке.

Молодцы, ребята.

Посмотрите на доску. Здесь представлена выставка ваших замечательных рисунков, на которых вы изображали птиц.

А сейчас мы посмотрим, действительно ли вы так хорошо знаете птиц?

Игра ” Живые синонимы”

Необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми (мокрый, как курица.)

Мудрый, как … (ворон)

Задиристый, как … (петух)

Вороватый, как … (сорока)

Важный, надутый, как … (индюк)

Длинноногий, как … (цапля)

Глазастый, как … (филин)

Взгляд хищный, как у … (ястреба)

Взгляд зоркий, как у … (сокола)

Нос с горбинкой, как у … (орла)

Нос приплюснутый, как у … (утки)

Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)

Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава)

Викторина.

Для всех команд:

1. Сколько видов птиц известно человеку? (Более 8500 видов.)

2. Какая птица нашей страны самая большая? (Пеликан.)

3. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус – длина яйца 15-17см, а диаметр – 13-15см.)

4. Во сколько раз зрение орлов, ястребов, грифов острее человеческого? (В 8 раз.)

5. Какая птица может нырять глубже всех? (Императорский пингвин, на глубину 200 метров.)

6. Сколько раз в секунду во время полёта взмахивает крыльями колибри? (До 55 раз.)

7. С какой скоростью может бежать страус? (До 50 км/ч.)

8. Какова температура тела большинства птиц? (Около 41 градуса.)

9. Какая птица имеет самый большой размах крыльев? (Альбатрос, свыше 5,5 метров.)

10. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц? (7 апреля – Благовещенье.)

11. Сколько пород голубей выведено человеком? (Более 800.)

12. Какие птицы на Земле наиболее многочисленные? (Куры.)

13. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

14. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинакова.)

15. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

16. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15см.)

17. Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах деревьев)

Игра «Да-нет»

1. …как-то раз в желудке одного страуса нашли 4кг монет, пуговиц, гвоздей (Да.)

2. …цапля пудрится (Да.)

3. …ква-ква это лягушка (Нет, это птица из отряда аистообразных.)

4. … птица может убить крокодила (Да, бразильский ябиру.)

5. … яйцо бескрылой гагарки стоит как автомобиль (Да.)

6. …среди отряда воробьиных есть те, кто весит 1,5кг и крошки менее5 грамм (Да.)

7. …грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)

8. … попугай и ворона относятся к одному и тому же отряду птиц (Нет.)

10. …чижи обитают и в тропических лесах (Нет.)

11. …ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет.)

12. …есть птица шалашник, которая строит шалаш (Да.)

13. … журавли любят танцевать (Да.)

14. …гнездо у колибри величиной с половину грецкого ореха (Да.)

Загадки

1. Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как родная его мать! (Утёнок.)

2. Что за весенняя чёрная птица – любит за плугом ходить и кормиться? (Грач.)

3. Живёт в глуши лесной, и летом и зимой – старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)

4. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

5. Какая птица ходит под водой? (Оляпка.)

6. Пингвин – птица или нет? (Птица.)

7. Стали братья на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли – им с ходулей не сойти. (Журавли.)

8. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)

9. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)

10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

11. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

12. Прилёт каких птиц означает начало весны? (Грачей.)

Ведущий: Кто ещё не разобрал дома новогоднюю ёлку и оставил её до 1 мая? (Слово уходящему игроку.)

Угадай птицу

1. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан.)

2. Кто умеет точно находить дорогу домой? (Голубь.)

3. Кого называют «крылатыми крысами»? (Вороны.)

4. По повадкам какой домашней птицы можно определить погоду? (Гусь.)

5. Какая хищная птица гнездится на скалах? (Орёл.)

6. Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь.)

7. Кто селится на крышах домов и, по приданию, приносит счастье? (Аист.)

8. Кто подражает человеческой речи? (Попугай.)

9. Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой? (Пингвин.)

10. У какой птицы длинная шея? (Журавль.)

11. Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

12. Какая птица по дереву клювом весь день стучит? (Дятел.)

Беседа” забота о птицах”

Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить и не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Нужно поддерживать птиц.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Сколько гибнет их - не счесть!

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Мы для праздника птиц
Для скворцов, для синиц
Не один приготовили домик
Всякой птице на вкус
Приспособить берусь
Теремок, что и буря не сломит.

Вы сделали дома замечательные кормушки. После классного часа мы наполним кормушки кормом и, когда пойдем на прогулку,развесим их по территории нашей школы. Каждый день будем их проверять и самое главное – пополнять. Мы с вами будем заботиться о птицах. Ведь ПТИЦЫ-НАШИ ДРУЗЬЯ!