Воспоминания о работе в баренцбурге. Оформление визы и работа на шпицбергене. Финансовые взаимоотношения треста с сотрудниками - зеркальное отражение зацикленного на самом себе местного углепрома: выплачиваемое работодателем жалованье возвращается к нему

Является структурным подразделением ФГУП «Государственный трест «Арктикуголь», осуществляющего экономическую деятельность на архипелаге Шпицберген с 1931 года.
Центр арктического туризма «Грумант» создан в 2015 году и является единственным официальным российским туроператором на Шпицбергене. Офис компании находится в поселке Баренцбург.
Центр арктического туризма работает полностью на собственной материально-технической базе, находящейся в российских поселках Баренцбург и Пирамида и в норвежском поселке Лонгьирбюен. Два отеля, 3 хостела, 3 бара-ресторана, 2 почтовых отделения, сувенирный магазин, Центр ремесел, Музейно-выставочный центр, питомник ездовых собак, а также собственный парк снегоходов (более 30 единиц), катера, велосипеды, морские каяки, туристическое снаряжение. В штате Центра работает свыше 70 человек, которые ежегодно, во время туристического сезона с февраля по ноябрь обслуживают более 34 000 туристов со всего мира, как на однодневных визитах, так и на многодневных программах.

Приглашаем на работу ПОГОНЩИКА (КАЮРА) на хаски-ферму на Шпицбергене.
Трудовой контракт – от 6-ти месяцев с желательным продлением работы на Шпицбергене до 5-ти лет (с возможностью выезда в ежегодный отпуск).
Рабочее место на хаски-ферме , в пос. Баренцбург архипелаг Шпицберген.

Самое ожидаемое для нас от погонщика-каюра – опыт работы и желание много часов в день проводить вместе с собаками, находить контакт с разнохарактерной стаей, проводить большую часть времени на трассах среди великолепной арктической природы!

Наши ожидания от кандидатов:

  • Готовность активно проводить на улице 6-8-12 часов, в т.ч. в непогоду и в полярную ночь,
  • Понимание двойной ответственности – за собак-упряжек и за людей группы,
  • Понимание специфики работы в туризме (умение общаться с людьми, гибкий график),
  • Дисциплина, стрессоустойчивость, пунктуальность, ответственность, вежливость, доброжелательность,
  • Важно! Ваше желание влиться в коллектив из 63 собак разных пород: сибирские хаски, аляскинские хаски, аляскинский маламут, чукотская ездовая, таймырская ездовая, якутская лайка, гренландская ездовая собака, самоед и 3-х каюров,
  • Годность по состоянию здоровья,
  • Умение находить индивидуальный подход к животному,
  • Обязательно наличие загранпаспорта со сроком действия не менее 2-х лет.

Основные функции:

  • Работа по питомнику: уборка вольеров, содержание собак в надлежащем состоянии (кормление, уход, дрессировка и тренировка),
  • Участие в подготовке весьма разнопородных составов на дистанции до 60 км в день,
  • Проведение экскурсий, в сезон работа с туристами на трассах до 15-40 км,
  • Готовность и желание заниматься изучением исторического ездового собаководства, истории освоения Арктики и краеведения.

Основные условия:

  • Заработная плата от 39 600 рублей в месяц + компенсационные выплаты при работе с группами туристов на коммерческих турах.
  • Проживание в поселке Баренцбург, на архипелаге Шпицберген.
  • Трудоустройство официальное с первого рабочего дня с выплатой заработной платы по ТК РФ, соц.пакет.
  • Трудовой контракт от 6-ти месяцев с возможностью продления на Шпицбергене до 5-ти лет.
  • Ежегодный оплачиваемый отпуск 49 календарных дней за полный отработанный год (или пропорционально отработанному времени). За свой счет - дополнительный, общим сроком до 2-3 месяцев (по согласованию с руководством).
  • Предоставляется служебное жилье. (Однокомнатная или двухкомнатная малогабаритная квартира с современной планировкой, евроремонтом, мебелью, ТВ, интернетом, встроенной кухней, ванной с душевой кабиной и стиральной машиной).
  • Расходная часть: подоходный налог (8% на Шпицбергене), питание и коммунальные услуги. Оставшаяся сумма перечисляется 15 числа каждого месяца на карту Visa Сбербанк.
  • Инфраструктура для сотрудников: культурно-спортивный комплекс, школа, детский сад, продовольственный и промтоварный магазины, столовая, аптека, поликлиника (хирург, стоматолог, терапевт).
  • Перелет от Москвы до Шпицбергена и обратно оплачивается работодателем в начале и в конце контракта.
  • После каждых двух лет работы на Шпицбергене оплата стоимости проезда в отпуск от Шпицбергена до Москвы и обратно осуществляется за счет работодателя.
  • Начало работы (вылет на Шпицберген) – 31 января 2019 года.

*Если наша вакансия показалась Вам интересной, присылайте, пожалуйста, Ваше резюме с фото . В теме письма ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите вакансию , которая Вас заинтересовала и свои ФИО, например: «Каюр Иванова А.А.».

Швейцарским ножиком я ковыряю мерзлую почву - каменистый черный грунт поддается с трудом, удается отрыть сантиметров десять. В получившуюся ямку я кладу свой вырванный пару месяцев назад зуб и строю импровизированный курган из камней вокруг. Внизу, под горой, дымит трубами угольной ТЭЦ шахтерский город Баренцбург - российский анклав на острове Шпицберген в тысяче километров от Северного полюса.

Солнце слепит, бликуя в океанском заливе, - три часа ночи, пора спускаться.

Зуб мучил меня еще на корабле; проснувшись от шороха льда по борту за стенкой каюты, я первым делом запивал обезболивающее открытой банкой выдохшейся вишневой газировки, брился и шел на смену к себе в бар на корме. Каждые четыре дня наш паром заходил в Питер, но времени едва хватало, чтобы забросить санкционных сыров из Таллина или Стокгольма домой и рвать обратно на судно - поить новую порцию осоловелых от качки пассажиров. После смены мы собирались в столовой с другими барменами и играли в «что я буду делать, когда спущусь на берег».

В прошлом январе я спустился на берег в последний раз: корабль продали, и весь экипаж лишился работы. Одновременно меня бросила девушка (привет, Насть), так что я заперся в опустевшей съемной квартире у порта и под новогодней гирляндой на кухне принялся в одного планомерно опустошать прихваченную в дьюти-фри бутылку вискаря. Добравшись до дна (во всех смыслах), однажды утром я встал, пошел мыть посуду и обнаружил на мейле письмо с утверждением моей кандидатуры на трудоустройство в компанию «Арктикуголь». Озадаченно пролистав переписку, я не без труда восстановил в памяти, что ночью накатал им простыню резюме на вакансию, случайно попавшуюся между вкладок с порнухой и списками снотворного без рецепта.


Через две недели я улетел на Шпицберген, где вместе с корабельным коллегой Артёмом - единственным, кто решился составить мне компанию, - провел последующие четыре месяца и три дня, работая барменом на самой северной пивоварне в мире.

Архипелаг Шпицберген - промерзший кусок суши на краю Ледовитого океана, договором 1920 года закрепленный в территориальном составе Норвегии и наделенный особым геополитическим статусом, согласно которому более 50 государств, включая Россию, имеют равное право на осуществление промысловой, коммерческой и научно-исследовательской деятельности в этом регионе. Со стороны России таковая деятельность регулируется государственным трестом «Арктикуголь», унаследовавшем от советского прошлого три угледобывающих поселения: Грумант, Пирамиду и Баренцбург; и если первые два так или иначе остаются законсервированы, рудник Баренцбурга продолжает функционировать.


Я впервые наткнулся на статью о Шпицбергене лет пять назад и сходу влюбился в этот абсурд: люди живут на заполярном острове, чтобы добывать маловостребованный в нашем веке уголь, большая часть которого уходит на нужды местной ТЭЦ, чтобы можно было дальше добывать уголь.

С тех пор мне хотелось непременно поврубаться в этот паноптикум изнутри, но тогда туристическая сфера в Баренцбурге только зарождалась, а сейчас, в рамках запоздалой постиндустриализации, активно набирает обороты, и мои навыки в нехитрой профессии бармена нашли здесь свое применение.

Раз в два месяца «Арктикуголь» устраивает для своих сотрудников прямой чартерный перелет из Москвы в Лонгйирбюен - норвежскую столицу архипелага, администрация которой на деле едва ли имеет больший вес, чем кадастровый план Луны: вопреки любым межгосударственным соглашениям архипелаг остается Ничьей Землей, по прилете даже не ставится никакого штампа в паспорт, и теперь, если судить по документам, четыре месяца я был нигде - только вылетел из Москвы и вернулся обратно.


В аэропорту мы разминулись с работниками, ожидавшими обратного рейса, - так происходит смена вахты. Дорожное сообщение между поселениями на острове отсутствует, в целях сохранения экологии единственный разрешенный вид наземного транспорта за пределами городов - гусеничный, и каждый раз в начале нового сезона российские гиды по новой прокладывают общую снегоходную трассу. Здесь, в Лонгйире, находится самая северная в мире скейт-рампа. Доска, примотанная к моему рюкзаку, вызывала понятное любопытство, и я переживал за ее сохранность, когда наш багаж отправили баржей, а нас самих погрузили на вертолет прямиком в Баренцбург. По пути я упрямо пялился в иллюминатор, хотя последний раз солнце показалось, когда мы еще были в самолете, и соседний берег залива удалось разглядеть только через несколько недель, когда полярная ночь постепенно начала сдавать позиции.


Пирамида и Баренцбург были некогда крупнейшими и наиболее технически продвинутыми поселениями на острове, специалисты со всей страны наперебой рвались сюда за северными коэффициентами и передовыми условиями труда.

Со времен распада СССР демографические весы качнулись в сторону Норвегии, и теперь население Лонгйирбюена в четыре раза превосходит Баренцбург, где постоянных жителей практически нет - только вахтовики, количество которых составляет в среднем 450 человек. Впрочем, оба города проигрывают в численности популяции белых медведей - поэтому выходить за пределы поселка без ружья или хотя бы сопровождения гида строго не дозволяется контрактом.


А еще здесь на законодательном уровне запрещено умирать: любые захоронения выталкиваются вечной мерзлотой и служат приманкой грозному хищнику.

Старый «пазик» доставил нас от вертолетной площадки к общаге, куда нас определили жить после короткого вступительного собрания. Длинный коридор на первом этаже соединяет кухню, санузлы и три комнаты - две мужские и одну женскую. В нашей жили шестеро: мы с Артёмом, гид из Петрозаводска, два повара из Карелии и один - с Украины. В национальном составе шахтерской прослойки города еще с советских времен преобладают выходцы из Донецка, известного своими угольными месторождениями. Теперь, в силу известных обстоятельств, многие из них подаются сюда целыми семьями, пристраивая жен в прачечную, столовую или магазины, потому что дома у них не осталось работы (а иногда и самого дома). Так, например, в гостинице, где нам предстояло работать, мы познакомились с нашим будущим коллегой - барменом, отец которого работает в столярной мастерской, а мать - посудомойщицей на кухне.


Баренцбург выглядит как квартал хрущевок с рабочей окраины, по странной случайности телепортированный на Северный полюс - причем вместе с жителями, некоторые из которых будто и не замечают подмены ландшафта, поэтому в городе царит типичная атмосфера российской провинции, в которой земляцкая сплоченность и взаимовыручка непостижимым образом уживаются с постоянной соседской бранью.

В мемориальной табличке упомянутые хрущевки фигурируют как «первые на острове небоскребы»: действительно, в силу сейсмической обстановки высотная доминанта норвежского Лонгйира ограничивается двумя - от силы тремя - этажами.

На этом фоне архитектура Баренцбурга смотрится хоть и несообразным, но горделивым памятником широкому размаху советского градостроительства.

В переложении на арктический лад все постройки прибавили не меньше метра в толщину стен и возведены на сваях вдоль узкого берега у подножия горной гряды - в полном соответствии с розой ветров, которые досаждают здесь куда больше температуры: из-за Гольфстрима фактический минус редко опускается ниже двадцати градусов, зато метет так, что я впервые почувствовал, как замерзшие глаза изнутри холодят веки.


Присутствует полный набор провинциальной же инфраструктуры: больница, школа для детей вахтовиков, два магазина - промтоваров и продуктовый. Ценники близки к среднероссийским, а для расчета предусмотрены специальные внутритрестовые карточки, на которые ежемесячно перечисляется определяемая самими работниками часть зарплаты - разобраться в этой системе возможно только на личном опыте.

Продукты поставляются раз в полтора месяца кораблем из Германии, и в эти дни очередь за дефицитными свежими овощами тянется далеко в сторону монумента «Наша цель - коммунизм», который сейчас имеет больше декоративное значение.

Водка и сахар отпускаются по лимитным талонам - по килограмму и литру на человека в месяц соответственно. Как несложно догадаться, талоны эти имеют большую ценность во внутреннем обороте.


Ближе к берегу стоит деревянная часовенка на самообслуживании: дверь на крючке, внутри никого, только иконы и писание - официальные представители церкви редко добираются на остров. Чуть дальше - советский культурно-спортивный комплекс с библиотекой и концертным залом, где по выходным крутят кино - вышедший тогда новый эпизод «Звездных войн» смотрелся в этом антураже особенно сюрреалистично. Там же по праздникам проводятся концерты местной самодеятельности с танцами и пением - я готовился к худшему, когда любопытства ради решил заглянуть на один из них, и был не на шутку удивлен, с каким неподдельным энтузиазмом знакомые мне шахтеры преображаются на сцене. По вечерам, когда спортивный зал пустовал от футбола, я заходил покидать мяч в сетку, но еще больше был впечатлен старым бассейном с соленой водой прямо из моря, прогретой до 28 градусов. Я успел всласть накупаться в нем в первые же дни, пока к собственному смущению не обнаружил, что на новоприбывших распространяется двухнедельный карантин: в низкомикробной среде архипелага они - как Ноев ковчег для материковых бактерий.


Вся вышеперечисленная экосистема находится в безраздельном владении треста «Арктикуголь», занимающего внушительных размеров центральный офис - бюрократический замок-лабиринт, под которым находится спуск в шахту (sic!).

Финансовые взаимоотношения треста с сотрудниками - зеркальное отражение зацикленного на самом себе местного углепрома: выплачиваемое работодателем жалованье возвращается к нему в виде оплаты больничных услуг, продуктов и жилья, в стоимость которого, помимо протянутого от норвежских соседей интернета, входит рента за пользование мебелью.


Мне повезло: вскоре из гостиничного ресторана меня перевели работать в открывшийся после ремонта бар на втором этаже пивоварни, запущенной около трех лет назад как экспериментальный проект туристического департамента. Пиво производится по современным бельгийским технологиям и реализуется в пределах города через бар, ресторан и рабочую столовую, где я не раз становился свидетелем грандиознейших шахтерских пиршеств. Ключ от бара оставался у меня, и после смены я нередко подолгу засиживался с книжкой у стойки и совсем не торопился возвращаться в общагу, тоскуя по моей милой корабельной каюте с плакатом Джармуша на двери собственного туалета. По ночам мы с Артёмом брали старенький белый вэн «тойота», на котором нам иногда поручали развезти что-то в городе, и под лай ездовых собак с псарни, где я часто зависал по выходным, катались по немногочисленным пустым дорогам вдоль берега от ТЭЦ в сторону вертолетной площадки и обратно, поджидая северное сияние - в первые недели шея болела от постоянно запрокинутой головы.


Утром 23 февраля весь город собрался на центральной площади, чтобы отметить неофициальный, но вместе с тем самый важный на острове праздник - день встречи солнца.

После полярной ночи оно должно было впервые показаться над горизонтом - совсем ненадолго, но достаточно, чтобы успеть пожарить шашлык из местной свинины с недавно закрывшейся фермы. Я ждал этого дня не меньше остальных, однако тогда мне было не до того: обезболивающее больше не действовало, и всю ночь я метался в койке от зубной боли, считая минуты до начала работы больницы. В девять часов я с ужасом осознал, что в праздничный день больница закрыта, и отправился на поиски стоматолога сам. В домашнем халате он открыл дверь и потер лоб: ну почему именно сегодня? Со стоном я чуть было не повалился к нему на порог - ладно, ладно, через полчаса у больницы. Когда я вышел из его кабинета, у меня подкашивались ноги - в руке я зачем-то сжимал окровавленный кусок зубного корня. Край солнца еще выглядывал из-за дальних гор - я вспомнил про запрет на захоронения и вдруг ясно понял, что сделаю с зубом.

Весной полярный день сменяет ночь, и есть короткий промежуток времени, когда сутки выравниваются, насколько это возможно в условиях 78-й широты. В ту пору мы облюбовали для прогулок ближайшую к общежитию гору, пологую вершину которой почему-то обходили стороной все ветра.

Артём вел нескончаемую фотоохоту за рассветами, песцами и дикими оленями, которые тогда, изголодав за зиму, совсем потеряли страх и приходили подкармливаться в город остатками хлеба с местной пекарни.


Первый раз мы пропустили рассвет: к половине пятого чифирь в термосе закончился, мы окончательно продрогли и двинули назад; оглянувшись на полпути, мы обнаружили, что солнечный диск наконец показался из-за горизонта. Чертыхнувшись, Артём достал фотоаппарат, и в тот же момент солнце снова село. Мы застыли на месте, пытаясь понять, что только что произошло, и уже почти сошлись на мысли, что нам привиделось, когда мираж повторился. И еще. Потребовалось несколько минут, чтобы осознать - в хрупких полярных сумерках солнце поднималось по долгой касательной к горизонту, то уходя, то снова выглядывая из-за очередной горы.

Тогда же в город стали регулярно заходить первые прогулочные корабли из Лонгйира, и их иностранные пассажиры разбавили поток организованных групп состоятельных русских туристов, которых весь зимний сезон привозили на снегоходах наши гиды. Как работникам турдепартамента нам, в отличие от невыездных обычно шахтеров, в теории разрешалось на тех же кораблях ходить в Лонг; путем хитроумных комбинаций мне удалось выбить себе два с половиной дня отгула, и однажды я взошел на борт такого суденышка.

Через пару часов пути я оказался в другом мире: в 60 км от Баренцбурга живет опрятный европейский городок: мимо супермаркетов, кафе и цветастых домишек по асфальтированным улицам аккуратно движутся десятки автомобилей.


Я сбросил рюкзак в гостевом доме для работников треста и направился прямиком к рампе, где зависала ватага норвежских детишек: при виде моего скейта они заголосили, выпрашивая дать покататься, и я не мог отказать. Арктика здесь была полу-игрушечная, оленьи рога над дверьми, казалось, сделаны из пластика - не хватало настоящей, суровой полярной романтики. И всё же после трех месяцев в Баренцбурге у меня с трудом укладывалось в голове, что вот эта портная мастерская является частным предприятием, не имеющим никакого отношения к компании «Арктикуголь», а на центральной площади вместо бюста Ленина стоит кабинка фримаркета, где жители обмениваются разными мелочами.

Через пару недель мы сдаем рюкзаки на баржу. На пути к вертолетке я жадно, будто в первый раз, глазею в запотевшие окна «пазика»: косолапо скользя по майскому льду, первые шахтеры уже сонно бредут в забой и машут нам вслед - вот этот вроде грозился начистить мне физиономию, когда я выгонял его из бара в прошлый раз - потом пришлось тащить его до дома. Пес Пломбир - помесь хаски и гончей - заливается лаем, когда мы проезжаем мимо. На нашей горе я, кажется, различаю тонкую башенку из камней и трогаю языком пустую лунку в десне.


Россиянам виза на Шпицберген не требуется, но из-за того, что въезжать и выезжать с острова приходится через Норвегию, то приходится оформлять или национальную норвежскую.

Растительность и животный мир острова

На архипелаге произрастает больше 170 различных видов растений тундры. Шпицберген является домом для белых медведей и птиц, которых здесь обитает около 500 000. Прибрежные долины облюбованы котиками, тюленями и моржами. На архипелаге можно встретить самого маленького оленя.

Все это богатство, разнообразие и история, привлекает множество туристов в эти уникальные места.

Работа и вакансии на Шпицбергене

Работа на Шпицбергене есть, но ее нельзя назвать легкой, так как это в основном труд в шахтах. Хотя есть вакансии и для студентов, желающих подработать в каникулы. Для них всегда открыты вакансии горничных, администратора в гостиницах, барменов и официантов. При владении норвежским и русским языком будет доступна вакансия гида-экскурсовода.
Основная же сфера деятельности на острове, это труд на угледобывающем предприятии Арктикуголь. Вакансии трест предлагает не только в угольной промышленности, но и в народном хозяйстве.

В шахтерском поселке для работников Арктикугля есть все необходимое для качественного и комфортного отдыха после работы – современные благоустроенные дома, дворец культуры, спорткомплекс с бассейном, где всегда чистая теплая морская вода, а также магазины, кафе, интернет, телефон и кабельное ТВ.

Трудовой договор по выбранной вакансии в Арктикугле заключается сначала на полгода, а затем на 3 года. Работникам предусмотрены определенные льготы, плюс бесплатное медицинское обслуживание. Помимо обычного отпуска, сотрудники Арктикугля имеют еще и дополнительное время на отдых – 24 дня.

Выбранная вакансия на этом предприятии гарантирует стабильную высокую оплату труда с премиями, процент которых зависит от времени работы – начиная с 20%, для тех, кто отработал полгода и до 100%.

Оформление по выбранной вакансии производится только в случае достаточного опыта работы с имеющимся удостоверением и при хорошей физической форме, позволяющей трудиться в тяжелых климатических условиях.

Кандидат, претендующий на определенную вакансию, должен предоставить следующие бумаги:

  1. Трудовая книжка – ксерокопия.
  2. Диплом или свидетельство о получении профессии.
  3. Документ, подтверждающий наличие профессиональной квалификации.
  4. Характеристика о качестве выполняемых работ.
  5. Паспортные данные российского документа и заграничного.
  6. Сведения домашнего адреса, контактный телефон и электронную почту.

В таких суровых местах очень важны положительные эмоции. Поэтому помимо хорошей работы, там умеют и отдыхать. Работает художественная самодеятельность, проводятся соревнования и конкурсы.

На архипелаге трудятся также норвежцы в международном исследовательском центре и шахтерском поселке, и поляки на исследовательской станции. Большее число проживающих на Шпицбергене принадлежит Норвегии, затем России и остальные поляки, которых не больше 10 человек. Подробнее об особенностях жизни на острове в этом видео.

Свальбард - самая северная часть Европы, всего в 1000 км от Северного полюса - представляет собой архипелаг, расположенный между 74 и 81 градусами северной широты, намного севернее Северного полярного круга. Архипелаг состоит из островов: Шпицберген (бывший Западный Шпицберген, самый большой остров), Северо-Восточная Земля, Земля Короля Карла, остров Баренца, остров Эдж, остров Надежды, остров Белый, остров Медвежий и множества более мелких островов и шхер. Общая площадь архипелага - 62.000 кв.км, две трети из которых покрыты ледниками.
На Западе, в том числе и в Норвегии, принята вышеупомянутая формулировка: географическое название Шпицберген относится лишь к самому большому острову, а весь архипелаг носит имя Свальбард (в переводе с норвежского - "холодный край").
В советской/российской традиции и документации все наоборот: архипелаг называется Шпицберген, а самый большой остров - Свальбард.

Так как данная территория пока принадлежит Норвегии, в этом материале будет использоваться норвежская (западная) терминология: весь архипелаг называется Свальбард, а самый крупный остров, и единственный заселенный, - Шпицберген.

Люди Свальбарда

Население Свальбарда - около 2.500 человек (на 2000 г.), живет преимущественно на острове Шпицберген: 1430 норвежцев, 1150 россиян и украинцев и 9 поляков. Самое большое поселение - Лонгийербюен (1400 человек, большинство - норвежцы), оно же является административным центром архипелага. Остальные поселения: российские шахтерские поселки Баренцбург (850 человек) и Пирамида, норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (до 100 человек), норвежский шахтерский поселок Свеагрува (90 человек) и польская исследовательская станция Хорнсунд (9 человек). Норвежцы Свальбарда свободно говорят на английском, а так, естественно, на норвежском языке. Русский является еще одним (вместе с норвежским) официальным языком архипелага.

Природа и климат

Климат архипелага не такой суровый, как можно подумать: одно из ответвлений Гольфстрима подходит к западному побережью острова Шпицберген, другое вливается в Баренцево море и обтекает архипелаг с юга. В итоге, климат здесь гораздо мягче, чем мог быть на такой широте. Среднемесячная температура января - минус 15,3 градуса, июля - 5,8 градусов выше нуля. Минимальная зарегистрированная температура - минус 46,3 градуса, максимальная - плюс 21,3.

В течение зимы температура иногда долго держится между отметками минус 20 и минус 30 градусов, вдобавок к этому дуют холодные пронизывающие ветра, что усиливает эффект физиологического холода. Летом обычны многодневные туманы. Осадков, тем не менее здесь выпадает крайне мало - 200-300 мм в год, поэтому Свальбард часто называют "Арктической пустыней".

Времена года

Полярная ночь.В конце октября солнце бросает свои последние лучи на ландшафты тундры, и Свальбард вступает во время темноты. Более двух месяцев, с ноября по начало февраля, здесь темно 24 часа в сутки. В Лонгийербюене полярная ночь длится с 26 октября по 15 февраля. Погода, тем не менее, стоит хорошая, небо обычно остается чистым, луна посылает некоторе количество света, играющего на снегу, и зажигается, наконец, северное сияние. Для многих февраль - лучшее время года, когда северное сияние уступает место солнцу, а небо загорается по утрам розовой краской - предвозвестницей возвращения дня.

Полярный день. В апреле дни становятся все более долгими, и вскоре солнце уже не заходит за горизонт. В Лонгийербюене полярный день стоит с 20 апреля по 23 августа.

Внешний статус Свальбарда

Административный центр Свальбарда - город Лонгийербюен, здесь пребывает губернатор Свальбарда, подчиняющийся Министерству Юстиции Норвегии, он же - руководитель местной полиции и спасательных служб. Вопросы угледобычи находятся в ведении специального чиновника. Разными административными вопросами по архипелагу занимается Межведомственный комитет, возглавляемый министром юстиции Норвегии (кстати, такой же комитет по Шпицбергену создан в России). На территории Свальбарда действуют все положения гражданского и уголовного кодекса Норвегии
В настоящее время три специальных комитета работают в Норвегии над вопросом об изменении статуса архипелага - его превращении в обычную территориальную единицу Норвегии с соответствующими муниципальными властями.

Как попасть на Шпицберген

Существуют регулярные авиарейсы из Тромсе (Норвегия) в Лонгийербюен 5 раз в неделю зимой и 6-7 раз летом, авиакомпании SAS и Braathens SAFE. Время полета - 1 час 25 минут. Международный аэропорт расположен в 5 минутах езды на машине от Лонгийербюен. Аэропорт всепогодный и круглогодичный, взлетно-посадочная полоса 2140 м на 45 м. Катастрофу с нашим самолетом Ту-154 норвежцы объясняют не плохими условиями на полосе, а ошибкой российских летчиков.

Наши самолеты перевозят на Шпицберген шахтеров, ученых, геологов, обслуживающий персонал и зафрахтованы АО "Арктикуголь". Обычно они летали раз в месяц из Москвы до Лонгийербюен.. Сейчас предсказать их расписание, а тем более возможность улететь, трудно.

Регулярного морского сообщения с островом Шпицберген нет. Однако, есть суда норвежских туристических компаний, которые совершают этот переход: судно компании Spitsbergen Travel отходит из Тромсе раз в неделю с середины июня до конца августа, 2-3 дня в пути. Примерно в это же время Шпицберген посещают частные суда (даже яхты) со всего мира.

Внутренние сообщения развиты плохо. В Лонгийербюен ходит городской автобус, есть такси и прокат автомобилей. Нет развитой сети дорог за пределами крупных поселений. Иногда можно арендовать вертолет или небольшой самолет для экскурсий или поездок. Существует регулярный рейс Лонгийербюен - Ню-Олесунн, раз или два в неделю. Зимой можно нанять снегоход или собачью упряжку (!) с проводником.

Гостиницы за полярным кругом

Все гостиницы на острове Шпицберген так или иначе претендуют на звание "самых северных в мире". Но вот, в феврале 2000 года на мысе Линнея острова Шпицберген старая телекоммуникационная станция была переоборудована под то, что называется "действительно самым северным отелем в мире". Отель предлагает 22 двухместных номера с совместными удобствами, бильярдом, столовой и, конечно, с отоплением (здесь уже гораздо холоднее, чем в Лонгийербюен). Чтобы добраться сюда, придется нанять снегоходы или собачью упряжку в сопровождении с вооруженным проводником, чтобы отстреливаться от свирепых белых медведей!

Для любителей менее экстремальных условий есть очень приличные гостиницы в Лонгийербюен (всего в городских гостиницах - около 280 мест), например:
Radisson SAS Polar Hotel (160 мест) - гостиница с полным обслуживанием, телевизором в комнате, конференц-залом, рестораном "Нансен";
Funken Hotell (88 мест), гостиница в традиционном стиле для Шпицбергена, очень красивый интерьер и шикарный ресторан с видом на город.