Виды профессиональной деятельности человека. Структура профессиональной деятельности Свою профессиональную деятельность а также

Методы прямого и методы косвенного воздействия. К первой группе относят преимущественно административные, а ко второй - экономические средства регулирования.

Административные методы регулирования экономики достаточно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не только центральных, но и местных органов власти. К административным методам относятся также различные нормы и стандарты, находящиеся на стыке экономики, техники, экологии. В рыночной экономике государственное регулирование осуществляется преимущественно на основе экономических средств. К ним относят бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, ускоренную амортизацию, государственное программирование и прогнозирование, использование в качестве рычагов управления государственной собственности, внешнеэкономические инструменты.

Денежно-кредитная политика осуществляется под руководством центрального банка страны. Она направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения и денежной системы страны, неинфляционного экономического роста, сдерживания безработицы, выравнивания платежного баланса.

Основными инструментами денежно-кредитной политики выступают:

· регулирование учетной ставки (или ставки рефинансирования);

· установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;

· операции Центробанка на рынке ценных бумаг. Бюджетно-налоговая политика осуществляется под руководством министерства финансов и сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию налоговой системы и государственных расходов для реализации целей социально-экономической политики.

Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства

Процесс целенаправленного преобразования, совершен­ствования действительности и самого человека называют дея­тельностью. Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд. Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональ­ным (хобби, увлечения).

Профессиональная деятельность - это деятель­ность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, за­висит его успех в работе. Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой - основной деятельности человека.

Профессиональная деятельность выполняет опреде­ленные функции (см. схему).

Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.

Например, целью педагогической деятельности является обеспечение определенного уровня образования молодежи (общего, начального профессио­нального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической дея­тельности являются обучение, воспитание и разностороннее развитие лич­ности.

Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей осо­бенностями: специфической обстановкой, условиями труда и отдыха, объек­том и предметом труда.

Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего за­висит от наличия необходимых знаний по данной профессии и практическо­го опыта. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. На­пример, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомо­биль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он не сможет устранить неисправность в кратчайший срок, каче­ственно и надежно, не подвергая риску себя и окружающих. Любой из нас со­гласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям, если за нее возьмется человек, знающий дело и профессионально работающий в этой сфере (электрик, автомеханик и т. п.).

Профессиональная деятельность появилась с возникновением товар­но-денежных отношений в результате обмена товарами и услугами. До этого (при господстве натурального хозяйства) производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за то­го, что не было разделения труда. Каждый умел делать всё «понемногу». Это противоречие и привело к постепенному разделению труда, развитию про­фессиональной деятельности.

В профессиональной сфере человеческой деятельности идет постоян­ное совершенствование, но при этом разные люди по-разному достигают про­фессиональных целей. Одни стремятся достичь идеала в своей работе, другие действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний.

Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кро­ме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

Профессиональная деятельность тесно связана с технологической куль­турой, так как преобразовательная активность составляет основу любого ви­да труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.

В далекой древности главным распределителем труда была природа. Гео­графические и климатические условия определяли характер занятий для пле­мен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т. д.). Первоначальное разделение труда базиро­валось в основном на биологических особенностях членов коллектива (муж­ской и женский труд).

В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесла, торговля. На ранних стадиях рабовладельческого строя умственный труд выделился в осо­бую среду деятельности, и в результате одни люди стали выполнять интеллек­туальную, творческую и управленческую работу, заниматься искусством, тогда как на долю других достался изнурительный, часто лишенный всякого творче­ского содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному от­бору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.

Следующим этапом разделения труда стала ремесленная мастерская. Сна­чала были ремесленники-универсалы, которые самостоятельно выполняли все операции по изготовлению изделий (посуды, орудий, одежды и т. д.). Затем ремесла стали дифференцироваться на целый ряд частичных операций, строго согласованных друг с другом, появились мануфактуры, а за ними - за­воды и фабрики. На место ремесленника-универсала приходит «частный рабо­чий», выполняющий только одну операцию, но зато более производительно. Произошла специализация труда.

Специализация труда - форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовле­ния какого-либо продукта.

Специализация труда необходима в трудовой деятельности и обуслов­лена тем, что в процессе труда человек имеет дело с определенными предметами, орудиями и приемами труда, в соответствии с чем его трудовая деятель­ность приобретает специфические особенности.

Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.

Развитие крупной машинной индустрии означало превращение работ­ника из основной фигуры производства в придаток машины.

В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляет­ся перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет раз­деление труда.

Формы разделения труда характеризуют способ организации про­цесса профессиональной деятельности людей. Нижеприведенная схема от­ражает существующие в настоящее время формы разделения труда.

Умственный труд - это труд, в процессе которого человек затра­чивает преимущественно свои интеллектуальные усилия в отличие от физического труда, при котором расходуется в основном мышечная энергия.

Отраслевая специализация - это разделение труда по отраслям мате­риального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального (наука, образование, торговля, медицина и др.) про­изводства.

Предметная специализация - это разделение предприятий по выпускаемой од­нородной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).

Подетальная специализация - про­изводство отдельных частей и деталей го­тового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продук­ция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).

Стадийная (технологическая) спе­циализация - выполнение отдельных опе­раций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машино­строительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т. д.).

Функциональная специализация - специализация по функциям, которые вы­полняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служа­щие, младший обслуживающий персонал и т. д.).

Профессиональная специализация - дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).

Квалификационная специализация - создание подразделений работ­ников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квали­фикации (разряда, класса, категории).

Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою спе­цифику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют сле­дующие формы специализации:

□ зональная, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие- либо определенные отрасли производства;

□ межхозяйственная - создание отдельных хозяйств (животноводче­ских, полеводческих и т. п.);

□ внутрихозяйственная - среди бригад, отделений, ферм, звеньев;

□ внутриотраслевая - разделение отраслей сельскохозяйственного про­изводства на более специализированные предприятия.

Профессиональная деятельность является трудовой деятельностью. Для лучшего ее понимания стоит изучить понятие профессия , имеющее несколько определений:

  • Это конкретная общность граждан, ведущих одинаковый образ жизни и решающих наиболее близкие и знакомые проблемы, поскольку известно, что каждая профессия накладывает своеобразный отпечаток;
  • Это область деятельности и определения каждой личности. Профессиональная деятельность направлена не только на производство конкретного вида товаров или оказание услуг, но и позволяет человеку создать наиболее благоприятные условия для развития и реализовать собственный творческий потенциал;
  • Это некая реальность, формируемая конкретным субъектом труда, непосредственно связанным с ним. Так, понятие профессиональной деятельности раскрывает себя.

Проблема мотивов профессиональной деятельности.

Рассмотрим немного подробнее, какие проблемы могут возникать при мотивации трудовой деятельности. Существует немалое количество классификаций мотивов профессиональной деятельности. В зависимости от человеческих потребностей, которые легли в основу мотивов, можно выделить несколько групп:

  • Материальные потребности направлены на вещи и предметы;
  • Духовные потребности направлены на представления, образы и понятия, в зависимости от существующих интересов;
  • Социальные потребности направлены на потребность в общения и социальном положении.

Социальные мотивы общественного характера накладывают своеобразный отпечаток на все потребности.

Основные понятия и определения.

Специальность представляет определенный комплекс специальной подготовки и практического опыта, умений, знаний и навыков, полученных путем специальной подготовки и необходимые для выполнения конкретного вида деятельности в той или иной профессии (хореограф, религовед, парикмахер, эколог, слесарь и другие). Конкретная специализация работника определяется конкретным видом профессиональной деятельности и разделением труда. Именно по специализации и определяется подготовка кадров, разработка планов и программ, а также разрабатывается и организуется учебный и трудовой процесс. В наши дни представлено огромное множество специальностей и профессий, которые объединены в несколько профессиональных направлений: судостроение, машиностроение, приборостроение; угольная, нефтяная, металлургическая, горнорудная, газовая и химическая промышленность; электротехническая, энергетическая и радиоэлектронная, строительная, лесная и многие другие виды промышленности, коммунальное хозяйство.

Квалификация , в переводе с английского, означает определенную степень проявления качественных достоинств. Это так называемый процесс оценивания качественного уровня, либо предусмотренные уровни подготовки выпускников или переподготовки специалистов в учебных заведениях. Таким образом, квалификация представляет собой определенную степень и вид обучаемости работки в профессиональной сфере, а также наличие умений, знаний и навыков, требуемых для выполнения конкретных видов работ. Она отражается в тарификации, т.е. присвоении тарифного разряда в зависимости от уровня квалификации. По мере присвоения разряда определяется и пригодность каждого сотрудника к выполнению конкретного вида работ в данной сфере. Характеризуется она точностью, сложностью и ответственностью за ее выполнение. Выделяют четыре уровня квалификации каждого сотрудника:

  • Первый – полностью соответствует основному и среднему образованию;
  • Второй – соответствует профессиональному начальному образованию;
  • Третий – соответствует профессиональному среднему образованию;
  • Четвертый – соответствует профессиональному высшему образованию.

Должность является единицей в штатном расписании, указывающей на соответствующую квалификацию работников и их образования. Она определяет непосредственные обязанности и задачи, поставленные перед каждым сотрудником компании. Проще говоря, должность – это служебное место каждого работника, определяющее конкретные полномочия и обязанности. Она характеризует права и обязанности каждого сотрудника, а также ответственность его перед выполняемыми функциями трудовой деятельности. Выступая в качестве первичного элемента управленческой структуры, она отражает правовое расположение каждого сотрудника в компании, наделяя его конкретными компетенцями.

  • 6. Профессиональная служебная деятельность
  • 6.3. Классификация государственных служащих
  • 6.4. Правовой статус государственных служащих
  • 6.4.2. Права государственного служащего
  • 6.4.3. Обязанности государственного служащего
  • 6.4.4. Ограничения, связанные с гражданской службой
  • 6.4.5. Запреты, связанные с гражданской службой
  • 6.5. Муниципальная служба: понятие и правовое регулирование
  • 6.7.2. Обязанности муниципального служащего
  • 6.7.3. Ограничения, связанные с муниципальной службой
  • 6.7.4. Запреты, связанные с муниципальной службой
  • Тема 2. Занятость и трудоустройство
  • Раздел XII Трудового кодекса в гл. 41 - 56 предусмотрел особенности содержания разных видов трудовых договоров, как заключенный на неопределенный срок, так и срочный.
  • 6. Испытание при приеме на работу
  • 7. Гражданско-правовые договоры в сфере профессиональной деятельности
  • 7.2. Виды договора
  • Тема 3, 4 Деятельность по трудовому договору (трудовая деятельность). Профессиональная деятельность в рамках гражданско-правовых отношений
  • 1. Изменение трудового договора
  • 2. Рабочее время: понятие и виды
  • 3. Понятие и виды времени отдыха
  • 3.1.1. Понятие отпуска
  • 6. Особенности гражданско-правовых отношений. Отличие трудовых от гражданско- правовых отношений
  • 6.1.2. Отличительные черты трудовых и гражданско-правовых отношений
  • Тема 5. Предпринимательская деятельность
  • 1. Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки
  • 2. Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
  • 3. Субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица и индивидуальные предприниматели
  • 4. Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
  • Тема 6. Правовая защита трудовых прав
  • 1. Понятие защиты трудовых прав работников
  • 2. Правовая защита трудовых прав
  • 3. Способы и формы защиты трудовых прав работников
  • 4. Органы, обеспечивающие защиту
  • Глава 27 гпк рф посвящена делам особого производства.
  • Тема 7. Разрешение трудовых споров
  • 1. Соотношение понятий «спор», «разногласие», «конфликт»
  • 2. Разрешение трудового спора как один из способов защиты трудовых прав
  • 3. Виды трудовых споров
  • 4. Общий порядок рассмотрения итс и их подведомственность:
  • 5. Понятие, признаки, стороны и виды коллективных трудовых споров. Особенности правового регулирования их разрешения
  • Тема 8. Социальная защита
  • 1. Понятие социальной защиты
  • 2. Гарантии и компенсации: понятие, виды
  • Тема 9. Юридическая ответственность субъектов профессиональной деятельности
  • 1. Понятие и виды юридической ответственности в профессиональной деятельности
  • 2. Ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  • 3. Ответственность работника
  • Модуль I . Правовое регулирование профессиональной деятельности

    Тема 1. Понятие и виды профессиональной деятельности

    Лекционные вопросы :

      Понятие профессиональной деятельности

      Виды профессиональной деятельности

      Деятельность по трудовому договору (трудовая деятельность)

      Профессиональная деятельность в рамках гражданско-правовых отношений

      Профессиональная предпринимательская деятельность

      Профессиональная служебная деятельность

    1. Понятие профессиональной деятельности

    1.1. Законодательное регулирование профессиональной деятельности

          Основные понятия профессиональной деятельности

    В законодательстве Российской Федерации нет легального определения понятия «профессиональная деятельность», хотя этот термин используется довольно широко. Так, в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляется право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10). Это право включает самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории страны.

    Данный термин встречается в избирательном законодательстве, согласно которому, предвыборной агитацией признается распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей.

    В Федеральных законах, регулирующих государственную службу, говорится о профессиональной служебной деятельности, а в Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации» о профессиональной деятельности по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

    Таким образом, термин «профессиональная деятельность» встречается в законах, регламентирующих трудовые, конституционные и административные отношения. При этом единого содержания он не имеет. Более того, в законодательстве допускаются его различные трактовки. Так, из избирательного законодательства следует, что профессиональная деятельность - это сугубо трудовая деятельность, не совпадающая со служебной. Для административного законодательства понятие «профессиональная служебная деятельность» - это единая категория.

    В теории права под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, требующая определенной подготовки и образования. Профессиональная служебная деятельность связана с выполнением, как правило, в качестве основного вида деятельности специальных должностных полномочий за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета.

    Профессиональная деятельность это являющийся основным источником дохода вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.

    Наличие у человека определенной профессии является свидетельством того, что он может квалифицированно выполнять данный вид работ. Многие профессии подразделяются на специальности.

    В российском законодательстве «Профессиональная деятельность» получает правовую регламентацию по видам деятельности различных специальностей, а субъекты профессиональной деятельности – это физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую российскими законами.

    Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии, более узкая классификация профессиональной деятельности, требующая конкретных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение более узких профессиональных задач. Лица, владеющие определенной специальностью, подразделяются по квалификациям.

    Квалификация работника - это уровень профессиональной подготовленности, зависящий от объема имеющихся у него знаний, умений, опыта и навыков, необходимых для выполнения определенной работы с наибольшей эффективностью и качеством.

    Должность - это установленный комплекс обязанностей и соответствующих им прав, определяющий место и роль работника в той или иной организации.

    Занятие профессиональной деятельностью возможно только после соответствующего оформления, а по отдельным видам деятельности необходима государственная регистрация и (или) лицензирование. В противном случае, могут наступить самые неблагоприятные последствия. Например, за осуществление незаконной предпринимательской деятельности без регистрации или без специального разрешения, если такая деятельность причинила крупный ущерб, предусмотрена уголовная ответственность (ст.171 УК РФ).

          Субъекты профессиональной деятельности

    Профессиональная деятельность может осуществляться лицом в качестве специалиста, руководителя (менеджера), представителя власти либо в качестве должностного лица.

    Специалист – это лицо, обладающее специальными познаниями, навыками в определенной сфере деятельности.

    Специалист, занимающийся управленческими функциями, является руководителем (менеджером).

    Руководителем организации (менеджером) признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

    Большинство руководителей организаций, по трудовому законодательству, являются работниками - наемными менеджерами. Но правовое положение руководителя в области трудовых отношений определяется не только трудовым договором, но и законами, иными нормативными правовыми актами о труде, а также учредительными документами. Данные акты определяют как права руководителей, так и их обязанности.

    С одной стороны, на руководителя как наемного работника распространяются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, обязанности обеспечивать которые лежит на его контрагенте по трудовому договору - работодателе. С другой стороны, руководитель - наемный менеджер в своей деятельности по управлению трудом и капиталом, осуществляемой от имени собственника организации, должен руководствоваться положениями не только трудового, но и гражданского, налогового, административного и иного законодательства, что представляет собой неотъемлемую часть его трудовой функции. В связи с этим можно констатировать, что руководитель является специальным субъектом административного правонарушения и уголовного преступления. При этом к административной и уголовной ответственности руководитель как работник привлекается именно за неисполнение своих обязанностей, предусмотренных трудовым договором. Так, за нарушение законодательства об охране труда руководитель может быть привлечен к административной (ст. 5.27 КоАП) или уголовной (ст. 143 УК) ответственности. Специально для стимулирования добросовестного исполнения руководителями своих трудовых обязанностей в КоАП сформулирована норма об ответственности за ненадлежащее управление юридическим лицом (см. ст. 14.21 КоАП).

    Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

    Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

    Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

    Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

      Виды профессиональной деятельности

      1. Сфера реализации профессиональной деятельности

    Профессиональная деятельность может быть реализована в различных организационно-правовых формах. Лицо, обладающее специальными знаниями в какой-либо области общественных отношений, может реализовать себя в трудовых отношениях с работодателем либо в гражданско-правовых отношениях при выполнении определенных договором работ и услуг. Законодательством РФ допускается совмещение этих форм деятельности. Особую специфику имеет профессиональная служебная деятельность, реализуемая в сфере государственного и муниципального управления. Лица, являющиеся государственными и муниципальными служащими, как правило, не вправе заниматься иными видами оплачиваемой деятельности.

    Наряду с профессиональной деятельностью, выделяется предпринимательская деятельность. При этом профессиональная деятельность и индивидуальная предпринимательская деятельность в российском законодательстве рассматриваются как однопорядковые. Это позволяет выделить четвертый вид профессиональной деятельности – предпринимательская деятельность, осуществляемая на основе имеющихся специальных (профессиональных) знаний.

    Таким образом, лицо, обладающее специальными (профессиональными) знаниями, вправе осуществлять свою деятельность с целью получения дохода, в четырех формах:

    Трудовая деятельность (на основании трудового договора);

    Деятельность на основании гражданско-правового договора;

    Служебная деятельность (государственная или муниципальная служба);

    Предпринимательская деятельность (в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя).

    2.2.Законодательные виды профессиональной деятельности

    В российском праве в последние годы получили детальную регламентацию отдельные виды специальной (профессиональной) деятельности. По каждому из них принят специальный закон, регулирующий режим осуществления этой деятельности. В частности, выделены следующие виды профессиональной деятельности:

    Журналистская профессиональная деятельность;

    Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг (брокерская, дилерская, управление ценными бумагами, клиринг, депозитарная деятельность, ведение реестра владельцев ценных бумаг, организация торговли на рынке ценных бумаг)

    Профессиональная деятельность страховщиков;

    Профессиональная физкультурно-спортивная деятельность;

    Деятельность адвокатов, нотариусов;

    Таможенная деятельность;

    Спасательная деятельность (по спасению);

    Профессиональная деятельность судьи, следователя, прокурора, депутата и т.д.

    Аудиторская деятельность;

    Банковская деятельность;

    Оценочная деятельность и т.д.

    Труд – это один из основных видов деятельности человека. Практически все стараются получить образование, чтобы в будущем стать настоящим профессионалом своего дела. Однако, как показала практика, это не так легко, как кажется. Ведь после обучения необходимо найти работу. Где же её взять, если работодатели берут только профессионалов?

    Понятие профессиональной деятельности и её функции

    Профессиональная деятельность – человеческая специальность в определённой области. Навыки и умения труда определяются в зависимости от того, насколько люди отдаются работе.

    В профессиональной деятельности выделяется 4 основные функции:

    1. Создание финансовых или духовных ценностей.
    2. Получение материальных средств для облегчения жизни в обществе.
    3. Содействие развитию окружающих.
    4. Преобразование окружающей среды.

    Для более успешного овладения профессиональной деятельностью необходимы отличные знания, опыт и навыки по своей специальности. Без этого в современном мире никак нельзя. Бытует мнение, что профессиональная деятельность появилась для того, чтобы производить товарно-денежные отношения.

    То есть услуга меняется на товар или наоборот. Например, человек предложил свои услуги бухгалтера в одной фирме. В итоге он поделился своими умениями, а ему заплатили зарплату по договору.

    Если человек дома ремонтирует свою аппаратуру (это его хобби), его нельзя назвать профессионалом, так как у него нет надёжных и качественных умений и знаний. Работа может быть выполнена по всем параметрам только тогда, когда за неё возьмётся специалист, который знает своё дело досконально. Это и есть его профессиональная деятельность.

    Цель

    Каждый человек в сфере своей работы получает определённый результат. Это называется целью профессиональной деятельности. Не каждый специалист умеет правильно организовывать работу. Без этого невозможно стать профессионалом.

    Ещё со школьной семьи ученик ставит перед собой цель. Сначала поступает в высшее учебное заведение на тот факультет, который ему по душе. После учёбы идёт на работу и ставит перед собой цель добиться больших результатов в профессиональной деятельности.

    Для этого необходимо продолжать обучение, много трудиться и постоянно интересоваться всем, что касается конкретной специальности. Чтобы добиться запланированных результатов, задайте себе вопросы: «Зачем я занимаюсь своей работой?», «Что она мне даёт?», «Как в итоге должно получиться?»

    Профессионализма добивается только тот человек, которому нравится его работа. Если вам всё равно, где начинать работать, лишь бы получать стаж и зарплату, тогда достичь больших успехов в сфере своей деятельности не получится.

    Чтобы достигнуть необходимых результатов, необходимо правильно планировать свою деятельность:

    • Поставьте перед собой задачу и над её решением продолжайте работать.
    • Определите способы и установите, какие вам необходимы средства для поставленной цели.
    • Планируйте итоговый результат.
    • Выясните, кто из коллектива вам поможет в решении определённой задачи и проблемы на рабочем месте.

    Для того чтобы осуществить задуманное и достигнуть цели, нужно задействовать все свои силы и методы, только тогда у вас есть возможность стать настоящим профессионалом.

    Сферы профессиональной деятельности

    Практически каждый человек работает в определённых границах – у него всего одна отрасль труда. Именно в этом направлении он и продолжает развиваться. Виды профессиональной деятельности принято квалифицировать по предмету труда.

    • Человек с природой – это работа, направленная на животные и растительные организмы. Люди работают с почвой, водой, лесом, семенами, полезными ископаемыми, животными и растениями. При такой деятельности у человека должна быть любовь к окружающему миру. Он должен быть смелым, терпеливым, настойчивым и наблюдательным. Люди, работающие в этой сфере, могут заранее сказать, как изменятся природные факторы в ближайшее время.
    • Человек с техникой – в этой сфере люди работают с машинами, механизмами, техническими системами, агрегатами. Они могут добывать и обрабатывать грунты, металл, горные породы, ремонтировать технику, перерабатывать продукты. В этом труде очень важны качества: любовь к технике, умение быстро реагировать в различных ситуациях, понимать всё про ремонты, хорошо знать технику безопасности.
    • Человек со знаками – эта сфера для тех людей, у кого математический склад ума. Ведь необходимо уметь работать с компьютерами, индикаторами, документами, графикой, схемами, цифрами. С такими параметрами человек может пойти на работу составлять и оформлять документы, переводить тексты, трудиться над бухгалтерией, экономикой, страхованием, конструированием, статистикой, компьютерами. Для того чтобы успешно работать в этих сферах деятельности, у человека должно быть хорошее зрение, логическое мышление, внимание, усидчивость и память.
    • Человек с личностью – в этой сфере необходимо работать с людьми, в коллективе, с детьми. В этой области человек должен знать методы и приёмы общения и воспитания. Они соприкасаются непосредственно с людьми. В первую очередь для более успешной работы необходимо любить и уважать других, быть добрым, отзывчивым, общительным, честным и эмоционально устойчивым.
    • Человек и творчество – это сфера, где люди работают с красками, нотами, буквами и т. д. В этой области человек должен быть творческой личностью, с образным мышлением, иметь художественный взгляд и видеть красоту окружающего мира.

    Сферы профессиональной деятельности делятся и на отдельные факторы. Например, если человек работает с техникой – это могут быть не только машины, но и компьютеры, магнитофоны, телевизоры и всё, что касается технических моментов.

    То же самое касается человека и личности – это работа, где необходимо общение с людьми не только на производстве, но и в школах, детских садиках, больницах и др.

    Виды профессиональной деятельности представляют собой инициативу и самостоятельность. В свою очередь начальство или администрация должны заинтересовать человека в работе. Что для этого надо? Хорошая и стабильная зарплата. Чаще всего только мотивация движет личностью для достижения цели.

    Факторы, которые влияют на эффективное выполнение профессиональной деятельности

    Каждый человек готов трудиться в том случае, если у него есть интерес к работе. Для того чтобы профессиональная деятельность была на первом месте, необходима мотивация успеха. Если человек видит смысл в будущем, тогда он будет стремиться к улучшению.

    Бытует мнение, что есть два фактора, которые помогут стимулировать личность к профессиональной деятельности:

    1. Материальные факторы.

    • Заключается договор о привязке материального вознаграждения. Если сотрудников стимулировать финансами, тогда эффективность работы будет повышена. Это сказывается на материальном благополучии всего предприятия в целом.
    • Премиальные для сотрудников. Если человек будет знать, что за отлично выполненную работу он получит бонус, тогда он максимально выложится в своей профессиональной деятельности.
    • Повышение зарплаты за квалификацию. Дополнительное финансирование лучших сотрудников даст стимул остальным людям работать более качественно.
    • Предоставление льгот. Каждому человеку приятней работать, если за него будет оплачиваться проезд или питание (частично или полностью), путёвки на море, турбазы.

    2. Психологические факторы.

    • Организация праздника. Сотрудники с удовольствием отдохнут с коллегами после трудовых будней. Они рады в эти дни не вспоминать про работу, а общаться между собой на отвлечённые темы.
    • Выписывание грамот и благодарностей стимулирует человека к труду. Он понимает, что приносит пользу своему предприятию. От этого повышается производительность труда.
    • Режим не только трудовых моментов, но и отдыха. Каждому сотруднику приятно осознавать, что он на рабочем месте может не только трудиться, но и отдыхать.
    • Профессиональный рост (карьера). Если человек будет знать, что в будущем его ждёт улучшение, сможет стремиться к совершенствованию. Для этого необходимо создать сотрудникам необходимые условия: обновлять знания и навыки (организовывать разнообразные курсы и тренинги для повышения квалификации).
    • Профессиональная деятельность предусматривает создание условий для дружеских отношений с коллегами. Хорошая атмосфера в коллективе сделает работу более приятной.

    Обеспечение профессиональной деятельности поможет сотрудникам придерживаться этих факторов. В результате у вас получится увеличить прибыль на фирме, а также повысить качество продукции, престижность и трудовой потенциал с помощью дружеских отношений в коллективе.

    Важные качества личности

    Каждый человек на своём рабочем месте должен уметь профессионально относиться к окружающим. У него должно быть в норме психическое и физическое развитие, соответствующее требованиям специальности или профессии.

    Одно из основных важных качеств – это правильное и культурное общение. Каждый сотрудник должен уметь делиться своими знаниями и навыками. Однако необходимо иметь и деловой стиль. Сотрудник в случае необходимости должен уметь культурно, без криков и упрёков, объяснять ошибки другого человека.

    При правильном общении повышается успешность трудовой деятельности и её выполнения. На каждом предприятии имеется договор. Перед поступлением на работу человек обязан с ним ознакомиться. В договоре есть пункт, где описаны важные профессиональные качества личности. Предприятие призывает сотрудников их придерживаться.

    Качество профессиональной деятельности зависит от зарплаты, интереса, мотива, характера, отношения и условий труда. Если сотрудникам предоставить отличный мотив для работы, тогда они будут не только сами совершенствоваться, но и помогут предприятию развиваться.

    Характер – это немаловажное качество личности. Нельзя на рабочем месте показывать своё недружелюбие и плохое настроение. Всегда необходимо помнить, что на работе нужно выполнять исключительно свои обязанности. Плохое настроение всегда оставляйте за дверями офиса. Именно от вас зависит не только качество выполненной работы, но и атмосферы в целом.

    Область профессиональной деятельности – это не только предприятия, но и научные исследования, социальные или экономические проявления.

    Профессионализм как нравственная черта личности

    Человек, у которого есть специальное образование, соответствующие документы и опыт в этой же области, является профессионалом. Считается, что он многое умеет и знает. Однако не всегда профессионалом становится личность, если есть опыт. Многие люди ходят на работу не для самосовершенствования, а для получения зарплаты.

    Не каждый сотрудник задумывается над тем, что со временем опыт ему поможет не только стать профессионалом, но и подняться по карьерной лестнице.

    Для того чтобы человек занимался профессиональной деятельностью, необходимо знать практически всю теорию и регулярно практиковаться. Только тогда есть возможность стать настоящим опытным человеком. Его и называют профессионалом своего дела.

    Опытный специалист быстро выполняет свою работу, при этом не теряется качество. Профессиональная деятельность человека – сложная работа. К ней нужно идти годами. Только профессионал сможет эффективно выполнить свою работу, независимо от условий. Ведь трудиться можно не только в офисе, но и на улице, когда мороз или жара. Профессионал в любом случае выполнит всё качественно и быстро.

    Профессиональные организации и их деятельность

    Каждое предприятие или фирма хотят иметь высококвалифицированных сотрудников. Поэтому многие организации можно смело назвать профессиональными. В них собраны только лучшие сотрудники, которые полностью отданы работе.

    Деятельность профессиональных организаций направлена на взаимопомощь окружающим и своим коллегам. То есть каждый сотрудник старается вложить свои знания, труд и навыки в данную сферу, проявляет интерес к профессиональной деятельности. Именно от таких людей зависит оплата труда. На многих предприятиях или организациях выплата происходит от качества и количества выработки.

    Если сотрудников будут поощрять и вознаграждать за проделанный труд, тогда у каждого человека появится ещё больше заинтересованности в работе. Ведь он будет трудиться с пониманием, что его ждёт вознаграждение за эффективно выполненное задание.

    На каждом предприятии определяется структура деятельности, где описаны рабочие моменты и операции. Для сотрудников очень важно создать такие условия, чтобы они чувствовали безопасность на рабочем месте. В этом случае процесс труда на предприятии гарантированно будет продуктивным.

    Педагогическая деятельность

    Каждый человек учится всю свою жизнь. Профессиональная педагогическая деятельность – очень важная специальность в школах, училищах, в высших учебных заведениях. Преподаватель должен каждые пять лет повышать свою квалификацию. От этого зависит его профессионализм. Цель педагога – воспитывать и обучать человека всему новому. Именно преподаватель помогает многим учащимся стать специалистом в своей области.

    Профессиональная деятельность педагога организовывает воспитанников, помогает решать задачи разных видов сложности, определять цель, ради которой необходимо развиваться и обучаться. Преподаватель должен иметь эмоционально-устойчивый характер и свою позицию.

    Для того чтобы стать профессионалом, педагогу выдвигаются такие требования:

    • Психологическая готовность. Не все воспитанники являются порядочными и послушными людьми. Поэтому необходимо быть готовым к тому, что придётся даже в стрессовых ситуациях оставаться спокойным и уравновешенным преподавателем.
    • Физическая готовность. У педагога много работы, к которой выдвигаются высокие требования. Поэтому преподаватель должен быть физически здоров.

    Работа истинного профессионального педагога спокойная и уравновешенная. Преподаватель должен быть мудрым и образованным. Ему нельзя отвечать своим воспитанникам или ученикам, что он чего-то не знает по своей специфике. Только в этом случае определяется профессиональная педагогическая деятельность. Только так можно заслужить авторитет.

    Социальная деятельность

    Многие люди нуждаются в помощи. Это может быть пожилой или больной человек, инвалид и так далее. Для этого и создана социальная деятельность. Тут необходим профессионализм. Чтобы люди совершали определённые действия, они должны быть в них заинтересованы.

    Мотив – первый фактор, который действует на личность. Это внутренний возбудитель каждого человека. Если какое-либо действие действительно важно, тогда вспоминается мотив, ради которого необходимо стремиться к совершенству. Например, если человек хочет устроиться на новую работу, чтобы строить свою карьеру. Допустим, ему предложили место. Человек согласится туда пойти, если вспомнит, что у него есть мотив.

    Потребность и интерес тесно взаимосвязаны между собой. Это называется ценность социального отношения личности к любому значимому объекту или явлению. Человеку необходима работа. Одному – для получения прибыли, другому – ради продвижения по служебной лестнице. Поэтому каждый преследует свою цель.

    Профессиональная социальная деятельность тесно связана с помощью постороннему лицу. Если есть пожилой одинокий человек, который не может сходить в магазин, постирать или убрать, для этого существуют специализированные социальные службы. Они и помогают. Это касается инвалидов, больных наркоманией или алкоголизмом. Все эти личности нуждаются в социальной помощи. Технология профессиональной деятельности проходит много этапов. Поэтому каждый сотрудник должен преодолеть их достойно, чтобы беспрепятственно строить свою карьеру. Ведь она даёт дорогу в будущее.

    Заключение

    Профессиональная деятельность – карьера личности. Она связана с навыками, умениями и мастерством человека. В карьере очень важен не только служебный рост, но и постоянное самосовершенствование, то есть повышение квалификации и определённых знаний. Факторы, которые влияют на подготовку профессионализма, – это возраст, стаж и опыт.

    Всегда необходимо помнить: только возможности и способности человека влияют на продвижение по служебной лестнице. Особенности профессиональной деятельности зависят от качества выполненной работы, а также от заинтересованности сотрудников. Поэтому их необходимо регулярно поощрять.

    Процесс профессиональной деятельности происходит поэтапно. Это развитие человека, его здоровье и усовершенствование. Профессионализм появляется в зависимости от условий, области и отрасли производства.

    Человек должен уметь правильно организовывать своё рабочее место, придерживаться технологической дисциплины, уметь определять эффективность трудовой деятельности, соблюдать технику безопасности. Вышеперечисленное определяет профессионализм каждого из нас.

    Трудолюбие, интерес к работе, знания и умения помогут человеку стать успешным и быстро добиться поставленных целей.

    Профессиональная деятельность - это социаль­но значимая деятельность, выполнение которой требу­ет специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профес­сиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии.

    Профессия - социально ценная область приложе­ния физических и духовных сил человека, позволяю­щая ему получать взамен затраченного труда необхо­димые средства для существования и развития.

    Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к становлению личности как специалиста и профессионала.

    Специалист - это профессионально компетент­ный работник, обладающий необходимыми для каче­ственного и производительного выполнения труда зна­ниями, умениями, качествами, опытом и индивидуаль­ным стилем деятельности.

    Профессионал - работник, обладающий помимо знаний, умений, качеств и опыта также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, от­ветственностью и профессиональной надежностью. Концептуальным понятием нашего исследования является профессиональное самоопределение, которое трактуется как самостоятельное и осознанное согласо­вание профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессио­нального труда, а также нахождение смысла выполня­емой деятельности в конкретной социально-экономичес­кой ситуации,

    Е.А.Климов, анализируя понятие «профессиональ­ное самоопределение», подчеркивает, что это не одно­кратный акт принятия решения, а постоянно чередую­щиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профес­сии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и кор­рекции профессиональной жизни человека".

    Профессиональное становление личности обога­щает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придает профессиональной биогра­фии значительность. Но, как всякий развивающийся процесс, профессиональное становление сопровожда­ется деструктивными изменениями: кризисами, стаг­нацией и деформациями личности. Эти деструктивные изменения обусловливают прерывность и гетерохронность (неравномерность) профессионального развития личности, носят нормативный и ненормативный харак­тер. Профессиональное становление обязательно со­провождается случайностями, непредвиденными об­стоятельствами, которые иногда кардинально меняют траекторию профессиональной жизни человека.

    В настоящее время развитие отечественной психологии пережи­вает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации приве­ло к необходимости пересмотра некоторых методологических ос­нов, отказу от догматической ориентации на диалектический ма­териализм в ущерб другим философским школам. Точно так же как и в мировой науке, не оправдались полностью надежды, которые возлагались на естественно-научную психологию, что привело к возрождению ее гуманитарной направленности. В то же время ведущие отечественные научные школы сохранили свое значение и плодотворно развиваются, хотя и в несколько модифицирован­ном виде.


    Задача 2
    Какая из перечисленных закономерностей восприятия (апперцепция, осмысленность восприятия, зависимость восприятия части от восприятия целого, выделение предмета из фона, целостность, константность) проявляется в данных примерах? 1). Маяковский был высокого роста, и все обычно привыкли видеть его снизу, с подбородка: в этом ракурсе его л...

    Психодиагностическое заключение
    Иногда от психолога требуется представить подробное заключение об особенностях психического и личностного развития ребенка. Такое заключение требует очень подробного обследования, позволяющего сделать вывод о всех основных характеристиках развития. Как правило, подобные заключения приходится составлять о трудных детях, вызывающих наибол...

    Технологии переговорного процесса
    Простая технология ведения переговоров. После обсуждения ситуаций пробных переговоров и сравнения материалов фрагментов переговоров по типу "позиционный торг" и переговоров "по интересам", можно предложить группе участников сформировать малые группы по три человека. Для этого раздаются тексты ситуаций (кейсов из &qu ...