Старт в науке. Проектирование ситуации выбора профессии Таблица выбор оптимального варианта профессии
ТЕМА УРОКА: ЦЕЛЬ: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда. ЗАДАЧИ: Обучающая РазвивающаяВоспитательнаяТип урока: освоение нового материала. Вид урока: комбинированный. Методы: кейс-метод(сжатый кейс), эвристический, беседа, дискуссия. Формы работы:фронтальная, групповая, индивидуальная.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Сферы современного производства и профессиональное образование.
ЦЕЛЬ: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.
ЗАДАЧИ:
Обучающая - обучить детей пониманию сущности сферы современного производства и ее составляющих, самостоятельности в выводах.
Сформировать умения для выбора оптимального варианта профессии с учётом личностных особенностей и требования рынка.
Развивающая - Развить навыки самостоятельного анализа и умения рационально выбирать профессию и планировать карьеру.
Расширить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.
Воспитательная - воспитывать у обучающихся культуру работы с одноклассниками, общую культуру.
Тип урока : освоение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методы: кейс-метод(сжатый кейс), эвристический, беседа, дискуссия.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:
- Вводная часть -2мин. Приветствие. Сообщение темы и порядка проведения урока. Выдача кейса. Объяснение правил работы с кейсом. Указание критериев оценки.
- Самостоятельная работа с кейсом в группах: Изучение нового материала и актуализация знаний-5 мин.Закрепление нового материала-25мин.Выполнение и обработка теста «Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана». «Мозговой штурм»-объединение исследований со стабильностью спроса на профессию. Анализ выбора.
- Итог урока. Дискуссия-8мин.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
В ходе дискуссии, выбор лучшего варианта решения проблемы. Учитель отмечает работу в микрогруппах, анализирует результаты дискуссии. Выставляет оценки.
Объясняет домашнее задание.
Д/З: Упражнение «Плюс- минус- интересно» .Начертить таблицу и описать ситуацию. Когда вы получаете профессию и работаете по ней следующим образом:
ТЕМА УРОКА: Сферы современного производства и профессиональное образование.
ЦЕЛЬ: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии,разумного планирования карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.
ЗАДАЧИ:
Обучающая - обучить детей пониманию сущности сферы современного производства и ее составляющих, самостоятельности в выводах.
Сформировать умения для выбора оптимального варианта профессии с учётом личностных особенностей и требования рынка.
Развивающая - Развить навыки самостоятельного анализа и умения рационально выбирать профессию и планировать карьеру.
Расширить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.
Воспитательная - воспитывать у обучающихся культуру работы с одноклассниками, общую культуру.
Выбор профессии – это ответственный этап в вашей жизни, связанный с определением направления профессионального обучения.
- Изучите материал учебной темы и выполните задания.
- Предоставьте свой вариант решения задания.
- Выслушайте точки зрения других участников.
Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.
Профессионально - квалификационное разделение труда (в его основе находится технологическое разделение труда) позволяет выделить профессию, специальность и квалификацию.
Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" - официально указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.
Зачастую проблема выбора профессии возникает в жизни не один раз. Наиболее рано профессиональное самоопределение происходит в искусстве, наиболее поздно - в сфере политики и науке.
В каждом конкретном случае наименование профессии определяется характером и содержанием работы, применяемыми орудиями или предметами труда. Наряду с родовым понятием «профессия» существует видовое понятие «специальность».
Специальность -(лат. specialis – особенный) – это комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Несколько примеров. Профессия - токарь. Специальности - токарь-затыловщик, токарь-карусельщик, токарь-полуавтоматчик, токарь-расточник, токарь-револьверщик. Профессия - машинист. Специальности - машинист паровых турбин, машинист пресса, машинист скрепера, машинист сцены и т. д. Профессия - учитель. Специальности - учитель физики, математики, химии, начальных классов и др.
Квалификация (англ. quality - качество , в смысле степень проявления достоинств) - в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни.
Важно не путать высокую квалификацию с высшим образованием, ведь его можно получить и при этом не стать специалистом высокой квалификации.
Требования, предъявляемые профессиями к человеку.
Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию.
Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний.
Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли.
Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.
Общая структура профессионального образования в области
Профессию можно получить в различного рода учебных заведениях в зависимости от того, какой уровень профессионального образования вы выбираете:
Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.
Начальное профессиональное образовани е – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.
Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.
При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.
Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства.
Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях.
Сведения об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, можно получить:
- в справочниках для поступающих в учебные заведения;
- в телефонных справочниках;
- в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET;
- в рекламных объявлениях;
- в библиотеках;
- в ОППК;
- в районных центрах занятости;
- в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;
- при встречах с учащимися и выпускниками;
- при личных посещениях учебных заведений.
Современное производство включает в себя две крупные сферы деятельности
Границы между отраслями материального и нематериального производства условны и относительны.
Их объединяет общее назначение – служить удовлетворению потребностей людей, накоплению и совершенствованию человеческого капитала. В тесной взаимосвязи они образуют целостную структуру народного хозяйства страны, которое как живой организм не стоит на месте, а постоянно развивается и меняется в настоящее время в более короткие промежутки времени.
Всё больше людей заняты в сфере нематериального производства за счёт развития научных разработок, высоких технологий, компьютерно-информационных и телекоммуникационных систем.
ОТРАСЛЬ - совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.
Город где вы живёте, также составляет структурную единицу народного хозяйства страны, в котором сосредоточены предприятия отдельных отраслей. На огромной территории России исторически отраслевое распределение неравномерно как по регионам и областям. Так и по отдельным городам.
Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно. Существует два типа ошибок:
- следование чужим советам, выбор за компанию;
- выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;
- отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.
Задание№1.Произвести тестирование « Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана»(20 мин.).
Ниже попарно приведены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например,
из двух профессий - поэт или психолог - вы предпочитаете первую, тогда в листе ответов вы должны поставить знак «+» в графе 42 а).
Обработка результатов.
Для определения, к какому профессиональному типу Вы относитесь , необходимо посчитать количество ответов по каждому их шести типов. Максимальное число баллов показывает преобладание определенного типа личности по классификации Дж.Голланда: 1-й столбец - реалистический тип; 2-й столбец - интеллектуальный тип; 3-й столбец - социальный тип; 4-й столбец - конвенциальный тип; 5-й столбец - предприимчивый тип; 6-й столбец - артистический тип.
Возможно, по нескольким типам Вами будет набрано одинаковое количество баллов. В данном случае говорить о сформированной профессиональной направленности преждевременно.
Опросник Д.Голланда
Инженер-технолог | Конструктор |
||
Завуч по внеклассной работе | Председатель профсоюзного комитета |
||
За | Дизайнер | Чертежник |
|
Ученый-химик | Бухгалтер |
||
Политический деятель | Писатель |
||
Повар | Наборщик |
||
Адвокат | Редактор научного журнала |
||
Воспитатель | Художник по керамике |
||
Вязальщик | Санитарный врач |
||
10а | Нотариус | Снабженец |
|
11а | Переводчик художественной литературы | Лингвист |
|
12а | Педиатр | Статистик |
|
13а | Заведующий магазином | Фотограф |
|
14а | Философ | Психиатр |
|
15а | Оператор ЭВМ | Карикатурист |
|
16а | Садовник | Метеоролог |
|
17а | Учитель | Командир отряда |
|
18а | Художник по металлу | Маляр |
|
19а | Гидролог | Ревизор |
|
20а | Заведующий хозяйством | Дирижер |
|
21а | Инженер-электронщик | Секретарь-машинистка |
|
22а | Главный зоотехник | Зоолог |
|
23а | Спортивный врач | Фельетонист |
|
24а | Водитель троллейбуса | Медсестра |
|
25а | Копировщик | Директор |
|
26а | Архитектор | Математик |
|
27а | Работник детской комнаты милиции | Счетовод |
|
28а | Председатель колхоза | Агроном-семеновод |
|
29а | Биолог | Офтальмолог |
|
ЗОа | Архивариус | Скульптор |
|
31а | Стенографист | Логопед |
|
32а | Экономист | Заведующий магазином |
|
ЗЗа | Научный работник музея | Консультант |
|
34а | Корректор | Критик |
|
ЗЗа | Радиооператор | Специалист по ядерной физике |
|
Зба | Врач | Дипломат |
|
37а | Актер | Телеоператор |
|
38а | Археолог | Эксперт |
|
39а | Закройщик-модельер | Декоратор |
|
40а | Часовой мастер | Монтажник |
|
41а | Режиссер | Ученый |
|
42а | Психолог | Поэт |
Бланк для ответов
Тип личности |
|||||
За |
|||||
10а | На |
||||
12а | 13а | ||||
14а | 15а | ||||
16а | 17а | 18а |
|||
19а | 20а | ||||
21а | 1 22^а | ||||
23а | |||||
24а | 25а | 26а |
|||
27а | 28а | ||||
29а | ЗОа | ||||
31а | 32а | ||||
ЗЗа | 34а | ||||
35а | Зба | 37а |
|||
38а | 39а | ||||
40а | 41а | ||||
42а |
Реалистический тип (R) – предпочитает реалистические карьеры, работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами более чем с людьми. Обладает механическими и инженерными способностями, любит работать с инструментами и машинами, получает удовлетворение от конкретных результатов своего труда. Управленческие навыки и навыки общения с людьми, как правило, низки. Испытывает трудности в выражении себя, донесения своих чувств и мыслей до других.
Исследовательский тип (I) – ориентирован на науку и научную активность. Обладает математическими и исследовательскими способностями. Получает больше удовлетворения от решения абстрактных проблем, чем перевода их в практическое действие. Предпочитает больше работать с идеями, чем с людьми и предметами. Не расположен к лидерству, избегает монотонных физических или иных действий. Не ощущает дискомфорта в ситуации неопределённости и не любит строго структурированную деятельность с множеством правил.
Артистический тип (А) – предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства. Проявляют незначительный интерес к проблемам, которые требуют серьезной организационной подготовки для их решения, или применения значительных усилий, предпочитая те, которые могут быть решены через самовыражение в артистической сфере. Наслаждается созданием творческих работ, имеет хорошее воображение, творческие способности.
Социальный тип (S) – предпочитает социальные карьеры, ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы. Хорошо самовыражается и выражает себя с другими, любит внимание и ищет ситуации, позволяющие ему быть в центре внимания группы. Избегает деятельности, где нужны механические повторяющиеся действия.
Предпринимательский тип (Е) – деятельность, связанная с влиянием на людей, организация их на решение определённых задач. Обладают лидерскими и ораторскими речевыми способностями. Ориентированы на соперничество, часто демонстрируют словесную агрессию. Получают удовлетворение от возможности быть в центре внимания, событий, убеждать других в своей точке зрения. Высокие притязания на власть и материальное богатство. Весьма ценят лидерские и экономические способности, деловые качества, эстетически слабо развиты.
Традиционный тип (Е) – предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации. Склонен к порядку, стремится упорядочить и структурировать окружающую действительность. Избегает сфер деятельности, связанных с убеждением людей. Чувствует себя комфортно, принимая роль участника определенной структуры. Обладает счётными и конторскими способностями.
Задание№2. «Мозговой штурм»(5 мин.) Согласно выбранному профессиональному типу, укажите возможные варианты профессий и определите наиболее стабильную на рынке труда. Обоснуйте свой выбор.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:
- Дайте определение понятиям: профессия, специальность, квалификация, отрасль.
- Какие сферы включает в себя современное производство?
- Как определить для себя сферу профессиональной деятельности, которая была бы полезна обществу и принесла бы вам материальное и духовное удовлетворение?
- Какие из отраслей развиваются наиболее динамично?
- Какие профессии и специальности будут востребованы к моменту вашего вступления в трудовую жизнь?
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
1.Профессиональное грамотное решение проблемы-10б
2.Краткость и чёткость изложения теоретической части решения проблемы-10б.
3.Качество графической части оформления решения проблемы-10.
4.Этика ведения дискуссии-5б.
5.Быстрота выполнения задания-5б.
40б-5 «отлично»
30б-4 «хорошо»
20б-3 «удовлетворительно»
10б-2 «неудовлетворительно»
Всем известна формула выбора профессии, состоящая из трех слагаемых:
- Хочу (ваши интересы, склонности, желания)
- Могу (ваши ресурсы - здоровье, способности, личностные качества)
- Надо (требования рынка труда).
Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека вообще не имеют точек соприкосновения, не соответствуют друг другу, это означает, что человек хочет делать то, чего делать не может, да ещё и в ситуации, когда это никому не надо. Как ни странно, но больше половины выпускников двигаются именно по этому пути.
Если удается найти компромисс между тремя слагаемыми, то шансы на достижение профессиональной успешности возрастают. Интерес к профессии по мере ее освоения может расти, а с ростом профессионализма возрастает и конкурентоспособность специалиста на рынке труда.
Идеальный вариант (и самый редкий) – абсолютное совпадение ваших желаний, возможностей и требований рынка – предоставляет шанс получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
Факторы выбора профессии
Личный профессиональный план считается обоснованным, когда имеется
согласованность между факторами выбора профессии.
Структура личного профессионального плана
1. Главная профессиональная цель (мечта, жизненные идеалы на данный момент развития).
Представление о том, кем хочет быть, каким хочет быть, что хочет, достигнуть, каковы идеалы жизни и деятельности.
2. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).
Представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей - «жизненная перспектива»
3. Знание путей подготовки к достижению профессиональных целей (особенно ближних) и способов работы над собой.
Знание себя (знание своих возможностей для достижения намеченных целей: ближних и дальних целей). Представления о внутренних условиях достижения целей (осознание собственных мотивов, интересов и склонностей, возможностей, способностей к обучению, состояние здоровья).
4. Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).
Представления о внешних и внутренних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные последствия, возможное противодействие тех или иных людей)
5. Запасные варианты целей и пути их достижения на случаи возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.
Планирование жизни с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств. (Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь»).
Мотивы выбора профессии
1) МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА:
- добиться положения в обществе
- получить престижную работу
- жить и работать среди образованных людей
2) МОТИВЫ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ:
- иметь хорошую заработную плату
- получить чистую и легкую работу
3) МОТИВЫ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ТРУДЕ:
- реализовать свои способности
- получить привлекательную, по душе, работу
4) МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА:
- приобрести глубокие профессиональные знания
5) МОТИВЫ СОБСТВЕННОГО ТРУДА:
- получить интересную специальность
6) МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА:
- приносить пользу людям, обществу
- получить профессию с которой легче найти работу
7) МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
- получить диплом об образовании
- стать культурным, образованным человеком
8) ИНДИФФЕРЕНТНЫЕ МОТИВЫ:
- просто необходимо получить какую-то профессию
Ошибки выбора профессии
НЕДОСТАТОЧНОЕ ЗНАНИЕ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ:
- Устаревшие представления о характере и условиях труда по конкретной профессии.
- Увлечение только внешней стороной профессии (престижность, привлекательность, популярность).
НЕПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ:
- Неумение соотнести индивидуальные особенности и способности с требованиями профессии.
- Замена способностей положительными личными качествами.
- Ориентация на профессии только низкой или высокой квалификации.
- Неопределенность желаний, жизненных целей.
НЕУМЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ В ПРАВИЛАХ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
- Перенос отношения к человеку - представителю профессии - на саму профессию.
- Отождествление учебного предмета с профессией.
- Выбор профессии “за компанию”.
«Мой профессиональный выбор» (примерный творческий проект по профессиональному самоопределению)
Чтобы вы могли глубже осмыслить теоретический материал по профессиональному самоопределению и уметь практически применить полученные знания, ознакомьтесь с примерным проектом профессионального выбора. Он составлен из 20 последовательных операций — шагов. Каждый шаг содержит описание действий по определению профессиональной пригодности и рекомендации по их выполнению (курсивом). В качестве пробной в проекте выбрана профессия оператор ЭВМ.
Профессия оператор ЭВМ
I ЭТАП
Шаг 1: Выявление проблемы
Для человека, стоящего на пороге взрослости, вопросы профессионального самоопределения и жизненной перспективы первостепенны. Ведь от того, насколько правильно выбрана будущая специальность, зависит вся последующая жизнь.
Определите проблемную область своего творческого проекта.
Шаг 2: Осознание проблемной области
Проблемной областью данного проекта является изучение алгоритма выбора профессии и проектирование путей самосовершенствования на примере анализа конкретной профессиональной деятельности (Схема 1).
Выделите подпроблемы своей проблемной области.
Шаг 3: Выявление конкретной потребности
Потребностью каждого является правильный профессиональный выбор в соответствии со своими интересами и возможностями.
Является ли данная потребность для вас первостепенной? Дайте своему ответу подробное обоснование.
Шаг 4: Определение конкретной задачи и её формулировка
Задачей проекта является анализ конкретной профессии, выявление основных её требований к человеку и выявление возможностей овладения данной профессией.
Сформулируйте основные задачи своего проекта.
II ЭТАП
Шаг 5: Выявление основных параметров
Наша задача ограничивается анализом лишь одной сферы , мы должны проверить, соответствуют ли параметры профессии личностным характеристикам её соискателя. Это поможет нам усвоить алгоритм анализа профессии.
Критерии выбора профессии должны быть следующими:
- выбираемая профессия должна соответствовать индивидуальным личностным и психофизиологическим характеристикам; необходима доступность обучения профессии (наличие учебного заведения, его территориальная досягаемость); материальные затраты на получение специальности должны соответствовать финансовым возможностям семьи; востребованность профессии на рынке труда.
Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем проекте?
Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций
Правильный профессиональный выбор основывается на сборе информации о различных профессиях, определении наиболее востребованных и перспективных в настоящее время, выяснении традиций народа, семьи, местности (Схема 2).
Вам необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. С помощью средств массовой информации и Интернета надо узнать, какие новые специальности появились в последние годы, в чём заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им.
Шаг 7: Анализ деятельности
Ознакомившись с различными профессиями, необходимо разработать опорную схему размышлений, последовательное продвижение по которой поможет сделать правильный выбор.
Алгоритм профессионального самоопределения:
- определение интересов и склонностей; анализ профессиональной деятельности в соответствии с интересами и склонностями; выявление индивидуальных личностных и психофизиологических характеристик; соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности; определение социально-экономических факторов выбора профессии: путей и условий получения профобразования, материальных затрат на обучение; профессиональная проба; профессиональные планы и перспектива; программа и развития.
Опираясь на данный алгоритм, составьте и проанализируйте свою опорную схему размышлений, согласно которой вы будете осуществлять выбор профессии. Она может иметь вид схемы (Схема 3).
Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернативы
Вначале определим сферу профессиональной деятельности, которая наиболее предпочтительна. Это можно сделать, воспользовавшись методиками
«Дифференциально-диагностического опросника» (ДДО) или «Опросника профессиональной готовности» (ОПГ), которые можно найти в Интернете. На основании полученных результатов мы выбираем одну из пяти сфер профессиональной деятельности (человек — техника; человек — природа; человек — человек; человек — знаковая система; человек — художественный образ). Профессиональная деятельность, рассматриваемая в нашем проекте, лежит в сфере «человек — знаковая система».
Используя интернет-сайты, в которых приводятся описания и характеристики профессий, выпишем ряд специальностей, принадлежащих к выбранной сфере профессиональной деятельности: это web-мастер, оператор ЭВМ, программист, системный администратор, преподаватель информатики, диспетчер.
С помощью методик ДДО или ОПГ определите свою сферу профессиональной деятельности и ознакомьтесь с описаниями профессий, относящихся к этой сфере. Проанализируйте полученные данные и выберите ряд специальностей, которые вас привлекают больше всего.
Шаг 9: Определение требований к профессиональной деятельности
Выделим следующие параметры, относящиеся к сфере профессиональной деятельности «человек — знаковая система».
Работа должна быть:
- разнообразной; иметь преобразующий, творческий характер; стимулировать повышение уровня знаний и умений; соответствовать психофизиологическим и социальным потребностям человека.
Выделите основные требования к своей будущей профессиональной деятельности. Используя методики, выявите свои интересы и склонности, соотнесите их с записанными требованиями, сделайте выводы.
III ЭТАП
Шаг 10: Анализ и синтез идей
Из всех перечисленных в предыдущем шаге профессий теперь нужно выбрать самую подходящую. Для этого нужно оценить их в баллах (от 1 до 5) по основным параметрам (см. шаг 5). Это удобнее сделать, работая с таблицей.
Мы проделали это и пришли к выводу, что наиболее приемлемой для нас является профессия оператор ЭВМ.
Проанализируйте полученные в своей таблице результаты. Какая специальность набрала наибольшее количество баллов? Является ли этот вариант наилучшим?
Выбор оптимального варианта профессии
Таблица 1
Специальность | Требования к специальности | Кол-во баллов |
||||
Доступность обучения | Востребованность на рынке труда | Соответствие | Материальные затраты на получение профессии | |||
Личностным характеристикам | Психофизиологическим характеристикам |
|||||
Web-мастер | ||||||
Оператор ЭВМ | ||||||
Программист | ||||||
Системный администратор | ||||||
Преподаватель информатики | ||||||
Диспетчер |
Шаг 11: Изучение содержания будущей профессиональной деятельности
Итак, мы осуществили выбор оптимального варианта трудовой деятельности. Чтобы глубже узнать содержание будущей профессии, необходимо составить её профессиограмму и психограмму. Такая работа позволит лучше определить свою профессиональную пригодность к ней.
Шаг 12: Выявление индивидуальных характеристик
Выявите свои индивидуальные личностные и психофизиологические характеристики по методикам, подобранным для каждой сферы профессиональной деятельности. В нашем случае это методики для профессиональной сферы «Человек — знаковая система». Далее соотнесите индивидуальные характеристики с требованиями к профессиональной деятельности, описанными в шаге 9.
Используя тесты, приведённые в учебнике и в Интернете, определите свой тип темперамента, характер и другие личностные характеристики. При помощи школьного психолога и врача выявите психофизиологические особенности своего развития. Соответствуют ли они требованиям, обозначенным в шаге 9?
Шаг 13: Определение путей получения профессии и выбор места обучения
Для выполнения этого шага воспользуйтесь опорной схемой размышления. В центре схемы надо поместить возможные пути получения профессии и указать факторы, условия, которые следует учитывать при решении данной проблемы. Вы можете обсудить это с родителями, учителями, консультантами.
Пути получения профессии зависят от выбранного вами учебного заведения. Допустим, вы решили сначала получить среднее образование по выбранной специальности в колледже, а затем продолжить обучение в вузе по сокращённой .
Воспользуйтесь схемой на рисунке 85, в которой приведены факторы и условия, учитываемые при выборе места обучения.
Какие пути получения выбранной профессии вам известны? Какой из них вас привлекает больше всего? Проанализируйте каждый пункт этой схемы и определите несколько учебных заведений, где можно получить эту профессию. Выбрав место обучения, рассмотрите варианты своих дальнейших действий в случае неудачи при поступлении в намеченное учебное заведение.
Шаг 14: Профессиональная проба
На третьем этапе мы подробно рассмотрели все характеристики выбранной профессии, а также свои психологические особенности. Теперь, имея соответствующую теоретическую подготовку, можно провести профессиональную пробу. Это позволит убедиться в том, что профессия полностью подходит.
Можно ли по выбранной вами профессии провести профессиональную пробу? Если да, то укажите, где, в какое время и в каких условиях будет проходить работа. Если профессиональная проба уже проведена, то проанализируйте её результаты. Выполненные вами творческие проекты, созданные модели в кружках технического и художественно-прикладного творчества являются разновидностью профессиональных проб. Учитывайте их результаты.
Шаг 15: Коррекция
После прохождения профессиональной пробы мы можем сделать вывод о том, следует ли нам идти учиться по данной специальности или выбрать другую. Возможно, следует уточнить и профиль обучения в .
Если вы хотите внести изменения в свой выбор, то следует вернуться к шагу 5 или 7 и внести изменения. Какие выводы вы сделали?
Шаг 16: Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры
Теперь, когда мы убедились, что выбранная профессия нам полностью подходит, можно составить прогноз будущего профессионального роста и карьеры. Для этого рекомендуется разработать индивидуальную программу самосовершенствования и развития, в соответствии с которой будет строиться профессиональный рост.
Составьте индивидуальную программу самосовершенствования и развития. Каких успехов вы хотите и можете достичь в своей будущей профессии? Все свои профессиональные планы и размышления отразите в виде прогноза профессионального роста и карьеры. Здесь не существует единого пути, поэтому можно рассматривать различные варианты дальнейшей карьеры.
V ЭТАП
Шаг 17: Контроль
Необходимо вернуться к шагам 5 и 7 и сравнить выполненный проект с тем, который был задуман. Если есть недочёты, то их всегда можно устранить.
Запишите полученные результаты.
Шаг 18: Оформление
Готовый проект мы оформляем в виде последовательных действий — шагов. В них следует отразить все размышления, возникшие в ходе выбора профессии. В готовый проект мы помещаем схемы и рисунки, которые помогли нам совершить выбор.
Оформите свой проект в соотв етствии с приведённым образцом
Шаг 19: Самооценка
Вернёмся к шагам 2, 4 и 7. Проанализировав их, можно попытаться самостоятельно дать себе оценку (табл. 1).
Если результаты, полученные в ходе , вас полностью устраивают, значит, вы смогли удачно развить идею проекта и теперь можете воплощать её в жизнь. Рекомендуем для этого использовать примерную оценку готовности к профессиональному выбору по методике (таб. 1)
Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению
Таблица 2
Критерии и показатели | Оценка в баллах |
Жизненный план и профнамеренияЯ осознаю смысл и цель своей жизни — нечётко. Моё отношение к различным видам труда, работы — всегда положительное, хорошее. Я считаю, что профессия в жизни человека — может сделать человека счастливым На данный момент я выбрал профессию — определённо Я знаю, куда поступить после , — определённо Ваши родители — с выбором профессии согласны Что побудило вас избрать именно эту профессию — знание соответствия профессии своим возможностям. Наличие профессионального идеала — профессиональный идеал определённый (есть такой человек) |
|
Знание будущей профессии — информацияЯ знаю, как достичь успеха в выбранной мною профессии, — точно. Знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда по избираемой профессии — точное. Знание требований избираемой профессии к человеку — точное. Наличие опыта работы по избираемой профессии — наблюдение за работой других. Наличие первоначальных профессиональных знаний — приобретаются. Знание способа приобретения профессии (я знаю, где и сколько учиться по этой професии) — точно. Знание перспектив профессионального роста (я знаю, как строится карьера специалиста по профессии) — точно |
|
Знание своих профессиональных возможностей Наличие интереса к будущей профессии — избираемая профессия соответствует профессиональному интересу. Наличие способности к избираемому виду труда (я могу доказать, что у меня есть способности к этой профессии) — способности имеются. Соответствие природных свойств нервной системы, темперамента требованиям избираемой профессии (я достаточно быстрый, оперативный, энергичный, чтобы выполнить эту работу) — не знаю. Соответствие особенностей характера требованиям избираемой профессии — соответствуют. Соответствие особенностей психических процессов (у меня достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и др.) требованиям избираемой профессии — не знаю. Соответствие состояния здоровья требованиям избираемой профессии — соответствует. Характер самооценки (как вы относитесь к себе) — не знаю. Наличие знаний по общеобразовательным предметам, непосредственно связанным с будущей профессией, — по этим предметам оценки «4» и «3» |
|
В итоге получилось 64 балла. Это высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.
Шаг 20: Защита проекта
План подготовки к профессиональному выбору
Таблица 2
Мероприятия | |
1. Уточнить свои жизненные ориентации |
|
2. Приобрести опыт работы на ЭВМ, получить первоначальные профессиональные знания, обучаясь по профилю «Оператор ЭВМ» |
|
3. Уточнить соответствие свойств нервной системы требованиям избираемой профессии |
|
4. Уточнить соответствие особенностей зрительного восприятия и представления, внимания, памяти, воображения, скорости и точности движений, эмоционально-волевой устойчивости требованиям избираемой профессии |
|
5. Выяснить уровень развития самооценки |
|
6. Начать более углублённо изучать математику |
|
7. Получить профессиональную консультацию |
|
8. Совершить экскурсию в ПУ |
Используя компьютер, подготовьтесь к защите своего проекта, составив план выступления.
Источники информации, использованные при выполнении проекта
Учебник «Технология» для учащихся . Интернет-ресурсы.Условие оптимального выбора профессии
ХОЧУ -- стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).
МОГУ -- возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).
НАДО -- потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.
Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:
· От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
· Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
· Какие учебные предметы у вас любимые?
· Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
· О какой работе вы мечтаете?
· Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
· Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
· Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
· Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
· Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
· Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
· С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?
· И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.
Темперамент и стиль деятельности
Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, так как они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о "темпераментной структуре", которая включает в себя все типы.
Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.
Стиль работы -- это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.
Сангвиник
Может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто "опускает руки", проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.
Холерик
Наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех. Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач -- а они в период обучения у него бывают часто -- он может принять опрометчивые решения. Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.
Флегматик
Наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе. Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.
Меланхолик
В отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности -- полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные "уколы" самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой -- при подавленном. Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.
Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.
Таким образом, влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Обоснование (критерии) выбора будущей профессии государственного служащего. Выявление интересов, способностей, коммуникативных и организаторских склонностей, мотивов профессиональной направленности. Содержание деятельности, требования к будущей профессии.
реферат , добавлен 09.11.2011
Мотивация выбора профессии, вековые этапы профессионального самоопределения и факторы, влияющие на него. Семь шагов для верного выбора профессии. Исследование психологических особенностей старшеклассников и влияния рекламы на определение специальности.
курсовая работа , добавлен 04.07.2010
Понятие профессиональной пригодности, основные факторы выбора профессии. Основные требования подростков к своей будущей специальности. Психологические приёмы молодежи при выборе профессии, виды профессионального отбора. Цель жизни человека и личности.
контрольная работа , добавлен 16.01.2011
Мотивы выбора деятельности психолога. Сценарные предпосылки выбора профессии. Ранние решения как формулы поведения, формирующиеся в ответ на родительские послания. Доказательство существования связи между ранними решениями личности и ее выбором профессии.
дипломная работа , добавлен 02.02.2017
Специфика профессии "психолог". Главный принцип выбора профессии. Социограмма как метод составления схемы внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы. Главные особенности и специфика составления объектограммы и хронограммы.
реферат , добавлен 01.02.2012
Проблема профессионального и личного самоопределения в старшем школьном возрасте. Эмпирическое исследование личностных особенностей старшеклассников, осуществивших и не осуществивших выбор будущей профессии. Интерпретация результатов исследования.
дипломная работа , добавлен 01.05.2011
Мотивы выбора профессии. Формы влияния профессии на человека. Деформация внутренних и физических качеств человека под действием профессии. Физико-соматические признаки людей различного рода профессий. Факторы, определяющие профессиональный выбор.
реферат , добавлен 10.10.2011
Характеристика составляющих мотивации: мотива, потребности, цели, личности. Изучение профессиональной мотивации студентов первого курса гуманитарного факультета. Сравнительный анализ мотивов выбора профессии студентов-психологов и студентов-социологов.
презентация , добавлен 19.08.2013