Основы планирования в социальных организациях. Социальное планирование на предприятии. Уровни социального планирования

Функции службы вбирают все элементы управленческих действий: прогнозирование, планирование, организацию и координацию, мотивирование и контроль, а также информирование о состоянии социальной среды. Социальное прогнозирование и планирование предполагает глубокий и разносторонний анализ состояния социальной среды предприятия с учетом обстановки в отрасли, регионе, стран; диагностику и объяснение взаимосвязей элементов социальной ситуации в организации. В результате осуществления данной функции должны быть разработаны сценарии решения назревших социальных проблем. Для осуществления данного вида деятельности необходима достоверная информация о состоянии социальной среды в организации, следовательно, должен осуществляться постоянный мониторинг мнений и настроений в коллективе (социометрическая процедура) и привлекаться достоверные статистические данные о состоянии материальной базы, социально-бытовых и санитарно-гигиенических условий, техники безопасности в отдельных подразделениях и на предприятии в целом.

Основной задачей плана социального развития коллектива является разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и качества условий трудовой деятельности.
Разработка плана социального развития обычно входит в компетенцию планово-экономического отдела и социологической службы предприятия с привлечением профсоюзного комитета.
Социальное планирование выступает частью технико-экономического, так как в ходе составления плана социального развития решаются многие технико-экономические задачи – повышение производительности труда, организация рабочего места, совершенствуется оплата труда, обеспечивается качество работы и продукции и т.д. Качественная особенность социального планирования, обусловленная самим объектом (всестороннее и гармоничное развитие личности и коллектива), требует дополнительной и специфичной информации и нормативов: данных о социальном и возрастном составе работающих, об их запросах и склонностях, образовании, квалификации, взаимоотношениях в коллективе. Такая информация может быть получена лишь в результате конкретных социологических исследований, выполняемых по особым программам и методам. Для получения информации при составлении планов социального развития используют следующие основные методы: ………………………………… - непосредственное наблюдение за коллективом и деятельностью его общественных организаций, беседы с рабочими и руководителями; ………………………………………………………………
- изучение служебной документации и материалов общественных организаций, характеризующих социальную структуру работников, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей;
- анкетный опрос и интервьюирование с целью выяснения мнений работников и их предложений по различным вопросам социальной жизни коллективов; структура анкет и метод обработки данных выбирается по рекомендациям социологических служб; …………………………………………………………………
- анализ и использование опыта планирования социального развития коллективов на других предприятиях, а также литературных данных; …………………………………………………………
- социальный эксперимент, цель которого - проверить возможности осуществления и эффективность рекомендаций, выработанных в результате анализа собранной информации; ……………………………
- статистический анализ массовых данных. ……………………………………………………….
План социального развития коллективов предприятий, как правило, составляется в виде перспективного на пятилетку с разбивкой заданий по годам планируемого периода. Типовая структура плана социального развития коллектива предприятия включает четыре раздела: изменение социально-демографической структуры коллектива; повышение квалификации и образования кадров работающих; основные мероприятия по улучшению условий и охраны труда, укреплению здоровья работников; улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих и членов их семей. ………………………………………………………………………………………………………..
Разработка плана социального развития коллектива включает в себя четыре этапа.


На первом - подготовительном этапе принимается решение о разработке плана социального развития, формируются рабочие группы, заключаются договоры с организациями, привлекаемыми к разработке плана, уточняется структура плана, составляются календарные графики выполнения работ, определяются программа и методы проведения исследований исходя из конкретных производственных условий; разрабатываются формы рабочей документации, определяется содержание работ и распределяются функции между исполнителями (творческими бригадами), проводятся инструктаж и информирование коллектива.

На втором - аналитическом этапе определяется степень выполнения предыдущего плана социального развития, изучается социальная структура, условия труда, быта и отдыха, уровень заработной платы и др. собранные материалы сравниваются с нормативными данными, достижениями передового опыта науки и техники, что способствует научному обоснованию плана. Собирается первичная социальная информация, проводятся конкретные социологические исследования. Результаты работы данного этапа (выявленные общие тенденции, закономерности) оформляются аналитической запиской.

На третьем - разработочном этапе проектируются мероприятия, предложения и рекомендации, определяются показатели социального развития коллектива, которые должны быть конкретными и реально выполнимыми. Составляется первоначальный вариант (проект) плана по разделам, определяется экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий. Эти мероприятия согласовываются с функциональными службами и передаются в рабочую группу, которая формирует сводный проект плана. Последний согласовывается с главными специалистами предприятия и руководителем предприятия.

На четвертом - контрольном этапе разрабатывается система контроля за реализацией плана социального развития, которая включает сложившуюся на предприятии систему учета, контроля и отчетности.

В плане социального развития целесообразно выделить следующие разделы и направления работ:

Совершенствование социальной структуры коллектива. В этом разделе обращается особое внимание на сокращение доли или полную ликвидацию тяжелых и вредных для здоровья работ, на сокращение доли малоквалифицированного труда, на повышение образовательного и квалификационного уровней работников, на изменение (если в этом есть необходимость) половозрастной структуры коллектива. Отдельно рассматривается труд женщин, подростков, лиц пожилого возраста с указанием тех структурных изменений, которые целесообразно провести среди этих категорий трудящихся.

Социальные факторы развития производства и повышения его экономической эффективности. Здесь планируются мероприятия, связанные с техническим перевооружением производства, с внедрением новой техники и технологии. Среди таких мероприятий можно назвать проектирование прогрессивных форм организации и оплаты труда, снижение его монотонности. Насыщение производства высокопроизводительной техникой обостряет проблему высвобождения работников и обеспечения занятости персонала предприятия. Целесообразно использовать различные формы занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд для женщин и пенсионеров и др. Важно, чтобы в плане нашли отражение вопросы преодоления инфляции, повышения работникам реальной заработной платы. В условиях роста технической вооруженности предприятия следует всячески поддерживать обучение без отрыва от производства. Необходимо предусмотреть также меры по стимулированию рационализации и изобретательства.

Улучшение условий труда и быта работников. В плане нужно особо выделить участки и подразделения с неблагоприятными условиями труда, для которых необходимо предусмотреть меры по оздоровлению производственной среды, по замене оборудования, являющегося источником повышения вредности и опасности, или по надежной изоляции такого оборудования. Предусматриваются также мероприятия по соблюдению санитарно-технических норм, стандартов безопасности труда, по организации на предприятии хорошо оборудованных бытовок, пунктов приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке рабочим через столы заказов продуктов и промышленных товаров и др. Особо выделяются вопросы обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.

Воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Мероприятия этого раздела плана разрабатываются на основе анализа ценностных ориентаций работников и должны быть направлены на стимулирование высокой трудовой и производственной дисциплины, на развитие различных форм вовлечения трудящихся в дело совершенствования производства.

Все мероприятия плана социального развития коллектива согласуются с другими разделами и в первую очередь с планом по труду, планом технического и организационного развития производства, финансовым планом. …….
Источники финансирования мероприятий плана социального развития разнообразны, но должны быть точно определены. В зависимости от характера мероприятий они могут финансироваться из фонда, выделяемого на реконструкцию, фондов освоения новой техники, развития производства, а также из кредитов банка, из части амортизационных отчислений, идущих на капитальный ремонт.

Социальные процессы на предприятии должны управляться, этим целям служит социальное

планирование или планирование социального развития трудовых коллективов.

Однако необходимо отметить, что социально-экономическая нестабильность в обществе,

характерная для России90-х годов, борьба предприятий за выживание в новой рыночной среде

отодвинули вопросы планирования социального развития на предприятиях на второй план. Тем не

менее, это не означает, что необходимость такой работы потеряла свою актуальность. Усиление

стабилизационных процессов в стране неизбежно поставит проблемы управления социальным

развитием в ряд приоритетных. Об этом свидетельствует опыт экономически развитых стран мира.

Поэтому целесообразно рассмотреть вопросы организации управления социальным развитием на

предприятиях.

Социальное планирование- это система методов и средств планомерного управления

развитием трудового коллектива как социальной общности, целенаправленное регулирование

социальных процессов и развития социальных отношений на уровне коллективов.

Социальному планированию на предприятии должно предшествовать комплексное

социологическое исследование трудового коллектива, целью которого может быть изучение

социальной структуры работников, выявление ее слабых звеньев и направлений совершенствования.

Изучению подлежат вопросы отношения людей к труду, факторы привлекательности и

непривлекательности труда на предприятии в целом и в каждом его подразделении.

Особое внимание необходимо уделять изучению степени содержательности труда, его

условий и уровня его оплаты, текучести кадров, дисциплины труда, ценностных ориентаций в

коллективе.

Социологическое исследование завершается разработкой научно обоснованных рекомендаций

по изменению социальных параметров трудового коллектива, а также конкретных предложений по

различным направлениям работы в коллективе предприятия. Подобные рекомендации и предложения

становятся основой социального планирования на текущий период(год) и перспективу(3-5 лет и

План социального развития- совокупность научно обоснованных мероприятий, заданий,

показателей по всему комплексу социальных проблем, реализация которых способствует наиболее

эффективному функционированию коллектива. В центре их не производимая продукция, а человек как

производитель и потребитель, как социально активная личность.

В планировании социального развития трудовых коллективов особое теоретическое и

практическое значение имеет определение целей и задач разрабатываемых планов. От того, насколько

четко сформулированы цель и задачи достижения цели, зависят направленность теоретических

разработок и эффективность социального планирования на практике. Для правильного их

формирования важно учесть взаимосвязь социального и экономического развития коллектива.

Взаимосвязь социального и экономического развития проявляется в том, что достижение

социальных целей основывается на экономическом росте: коллектив может ставить только те

социальные задачи, для решения которых создана материальная база.

Экономическое развитие зависит от эффективного использования социальных факторов,

переориентации производства на потребителя, успешности преодоления хронической

невосприимчивости к НТП- от полного и всестороннего использования человеческих возможностей.

Трудовые коллективы призваны производить материальные блага, но это не самоцель, а

средство создания трудящимся благоприятных условий для работы, учебы, отдыха, развития и

наилучшего применения своих способностей. Следовательно, цель планирования социального

развития трудовых коллективов состоит в максимальном использовании возможностей и условий для

всестороннего развития социальной активности личности человека.

Достижению этой цели будет способствовать решение следующих двух групп задач:

Максимальное удовлетворение разумных потребностей членов коллектива,

Повышение содержательности труда,

Создание благоприятных условий труда, учебы и отдыха, что является результатом

осуществления технологических, технических и организационных мероприятий;

Воспитание личности члена коллектива, формирование у него инициативного

отношения к труду, совершенствование взаимоотношений в коллективе.

При разработке плана социального развития производственного коллектива важно не только

определить четкие параметры: показатели и сроки каждого мероприятия, темпы и пропорции, но и

предусмотреть ограничения нежелательных тенденций, стимулировать социально прогрессивные. С

этой целью используется целая система рычагов и стимулов(престижность профессии и место

работы, традиции предприятия и т.д.).

Важнейшими принципами социального развития являются комплексность(планирование

многообразных социальных явлений и процессов в их единстве) и демократический централизм

(сочетание централизованного управления с локальным решением проблем социального развития

коллектива на широкой демократической основе).

Показатели социального развития трудовых коллективов определяются главным образом

самими коллективами, исходя из наличия возможностей в интересах развития и повышения

эффективности его деятельности.

В настоящее время не потеряли своей актуальности такие принципы как: принцип научной

обоснованности и объективности, принцип конкретности.

План социального развития трудового коллектива имеет директивный характер, и после

утверждения становится обязательным для исполнения. На основе его организуется деятельность

коллектива по решению запланированных социальных задач.

Разработка плана социального развития коллектива включает в себя четыре этапа.

1. На первом- подготовительном этапе принимается решение о разработке плана социального

развития, формируются рабочие группы, заключаются договоры с организациями, привлекаемыми к

разработке плана, уточняется структура плана, составляются календарные графики выполнения работ,

определяются программа и методы проведения исследований исходя из конкретных

производственных условий; разрабатываются формы рабочей документации, определяется

проводятся инструктаж и информирование коллектива.

2. На втором- аналитическом этапе определяется степень выполнения предыдущего плана

социального развития, изучается социальная структура, условия труда, быта и отдыха, уровень

заработной платы и др. собранные материалы сравниваются с нормативными данными,

достижениями передового опыта науки и техники, что способствует научному обоснованию плана.

Собирается первичная социальная информация, проводятся конкретные социологические

исследования. Результаты работы данного этапа(выявленные общие тенденции, закономерности)

оформляются аналитической запиской.

3. На третьем- разработочном этапе проектируются мероприятия, предложения и

конкретными и реально выполнимыми. Составляется первоначальный вариант(проект) плана по

разделам, определяется экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий. Эти

мероприятия согласовываются с функциональными службами и передаются в рабочую группу,

которая формирует сводный проект плана. Последний, согласовывается с главными специалистами

предприятия и руководителем предприятия.

4. На четвертом- контрольном этапе разрабатывается система контроля за реализацией плана

социального развития, которая включает сложившуюся на предприятии систему учета, контроля и

отчетности.

В плане социального развития целесообразно выделить следующие разделы и направления

Совершенствование социальной структуры коллектива. В этом разделе обращается

особое внимание на сокращение доли или полную ликвидацию тяжелых и вредных для здоровья

работ, на сокращение доли малоквалифицированного труда, на повышение образовательного и

квалификационного уровней работников, на изменение(если в этом есть необходимость)

половозрастной структуры коллектива. Отдельно рассматривается труд женщин, подростков, лиц

пожилого возраста с указанием тех структурных изменений, которые целесообразно провести среди

Социальные факторы развития производства и повышения его экономической

эффективности. Здесь планируются мероприятия, связанные с техническим перевооружением

производства, с внедрением новой техники и технологии. Среди таких мероприятий можно назвать

проектирование прогрессивных форм организации и оплаты труда, снижение его монотонности.

Насыщение производства высокопроизводительной техникой обостряет проблему высвобождения

работников и обеспечения занятости персонала предприятия. Целесообразно использовать различные

формы занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд для

женщин и пенсионеров и др. Важно, чтобы в плане нашли отражение вопросы преодоления

инфляции, повышения работникам реальной заработной платы. В условиях роста технической

вооруженности предприятия следует всячески поддерживать обучение без отрыва от производства.

Необходимо предусмотреть также меры по стимулированию рационализации и изобретательства.

Улучшение условий труда и быта работников. В плане нужно особо выделить участки и

подразделения с неблагоприятными условиями труда, для которых необходимо предусмотреть меры

по оздоровлению производственной среды, по замене оборудования, являющегося источником

повышения вредности и опасности, или по надежной изоляции такого оборудования.

Предусматриваются также мероприятия по соблюдению санитарно-технических норм, стандартов

безопасности труда, по организации на предприятии хорошо оборудованных бытовок, пунктов

приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке рабочим через столы заказов

продуктов и промышленных товаров и др. Особо выделяются вопросы обеспечения работников

жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.

Воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы.

Мероприятия этого раздела плана разрабатываются на основе анализа ценностных ориентаций

работников и должны быть направлены на стимулирование высокой трудовой и производственной

дисциплины, на развитие различных форм вовлечения трудящихся в дело совершенствования

производства.

Параллельно с планом социального развития коллектива многими предприятиями

разрабатывались так называемые социальные паспорта предприятий. Этот опыт целесообразно

использовать и в настоящее время.

Социальный паспорт предприятия представляет собой совокупность показателей,

отражающих состояние и перспективу социального развития. В нем характеризуются социальная

структура коллектива предприятия, его функции, условия труда, обеспеченность работников

жильем, детскими дошкольными учреждениями, подразделениями социальной инфраструктуры на

самом предприятии. В паспорте отражаются внутриколлективные отношения, социальная

активность работников и другие вопросы. Данные из социального паспорта используются при

разработке плана социального развития.

В дополнение к планам социального развития могут разрабатываться специализированные

социальные программы, такие, например, как"Здоровье", "Женский труд", "Молодежь", "Жилье" и др.

Планирование социального развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной

эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей

предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников.

Первый уровень планирования — это планирование социального развития трудовых коллективов. К середине 80-х гг. в стране насчитывалось примерно 100 методик по составлению таких планов. При всем их многообразии основные требования, определяющие логику и структуру плана, были связаны с ведущей целевой установкой — побуждением человека к творческой работе, обеспечением максимума благоприятных условий для его трудовой жизни.

Накопленный опыт свидетельствует, что на этом уровне наиболее действенными оказались планы, которые базировались на следующих принципах .

Первый из них может быть выражен следующей формулой: что и в какой степени работник способен сделать для успешного развития производства и как он сам будет изменяться под влиянием научно-технического и социального прогресса.

Второй заключается в том, что действенность плановсоциального развития зависит от условий, которые может создать коллектив для человека, конкретные преимущества, которые он может получить в процессераспределения материальных и духовных благ. Суть проблемы — в обеспечении единства усилий, предпринимаемых государством по повышению уровня жизни работников, и возможностей, которыми располагает конкретное производство или регион. Важнейшим аспектом реализации этого принципа являетсясовершенствование материального и морального стимулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилениюзаинтересованности людей в конечных результатах труда.

Третий принцип заключается в том,чтобы процессы взаимодействия человека с производственной организацией,городом или районом (а следовательно, и со всем обществом) не протекали стихийно, а направлялись его осознанной деятельностью, его участием в управлении делами общества.

На региональном уровне социальное планирование представляет собой особую форму целенаправленного регулирования социальных процессов на уровне республики, области (края), экономического района и других административных единиц. Для решения задач эффективного функционирования всего общественного организма огромное значение приобретает выравнивание уровней социального развития в территориальном разрезе и особенно регулирование миграционных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потребление культурных ценностей.


Как показал опыт, главной целевой установкой для регионального социального планирования является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни.

При анализе особенностей планирования по экономическим районам необходимо иметь в виду, что каждый из социальных процессов — развитие наций, повышение уровня жизни народов, миграция населения, совершенствование системы образования — требует нахождения того, что характеризует его сущность и специфику в данном регионе. Кроме того, при изучении социального процесса уточняется, что отличает его от аналогичных процессов в других районах страны. Одним из основных условий становится оптимальное сочетание отраслевого и регионального планирования в интересах эффективного функционирования общества.

Особенностью регионального планирования по экономическим районам является также соблюдение принципа системности , определяемого совокупностью показателей. Кроме того, проблемы, стоящие перед республикой или областью, не всегда по своей актуальности совпадают с общегосударственными.

Условия и содержание труда, профессионально-квалификационная подготовка работников, престижность сфер приложения труда, структура рабочего и свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей — эти общие и специфические социальные процессы являются объектами социального планирования еще одного уровня — уровня отдельных сфер общественной жизни, связанного с профессиональным разделением труда. Плановое их развитие, будь-то шахтерский или учительский труд — это залог обеспечения рационального взаимодействия человека и общества.

Программа обеспечения развития общества предполагает решение вопроса совпадения основных тенденций и потребностей социального развития со средствами и методами реализации поставленных целей и задач. Поэтому основным критерием жизнеспособности и прогрессивности социальных преобразований и эффективности управления социальными объектами выступают: а) степень научности и б) обоснованность отражения на практике интересов большинства (общества).

Становление планирования проблем развития общества относится к концу XVIII в. и связано с представителями утопического социализма: К. де Рувруа (Сен-Симоном), Ш. Фурье и Р. Оуэном, которые стремились обосновать совершенную социальную систему на основе внеисторически понимаемых принципов – разума, справедливости, свободы, равенства и братства. Среди идей и догадок социалистов-утопистов, в частности, были: необходимость создания крупного общественного производства; уничтожение противоположности между городом и деревней, умственным и физическим трудом; обязательность труда как потребности и как наслаждения; требование единения науки и промышленности, научного планирования хозяйства (экономики); осуществление распределения имеющихся ресурсов "по способностям". Отдельные их догадки актуальны и сегодня.

Уже в начале XIX в. их последователями предпринимались попытки реализации отдельных идей на практике – в США и в Великобритании.

Первое упоминание термина "социальное планирование" приписывается 32-му Президенту США Ф. Рузвельту при проведении им реформ (так называемого нового курса) в связи с преодолением последствий кризиса перепроизводства 1930-х гг.

Дальнейшее развитие это явление получило при реализации различных форм и методов осуществления социальной политики, в частности в обеспечении социальной защиты населения.

Теоретико-методологические основы социального планирования впервые были апробированы в первые годы Советской власти и первом пятилетием плане развития народного хозяйства (1928– 1932). Данный план содержал, в частности, специальный раздел "Социально-экономические проблемы", различные социальные программы (ликвидации неграмотности, беспризорности в стране), а также меры по их решению. Отметим, что в последующих планах развития народного хозяйства, вплоть до последней пятилетки, подобный раздел как самостоятельная составляющая не выделялся.

Среди отечественных ученых, внесших вклад в разработку проблем теории и практики социального планирования, могут быть названы: Н. А. Айтов, В. Г. Асеев, В. И. Герчиков, В. М. Ель- меев, Н. И. Лапин, Π. П. Лузан, В. Г. Подмарков, Ж. Т. Тощенко, Ю. Л. Неймер, О. И. Шкаратан и др.

Нынешнее отвержение идей социализма уже привело к отказу от централизованного планирования социального развития общества. Отход от плановых начал регулирования объясняется: преобладанием технократических тенденций в развитии общественного производства; гипертрофированностью системы распределения ресурсов; абсолютизацией методов директивного планирования (командования) в ущерб косвенному (регулированию); малой "областью свободы" для развития потенциальных общественных и личностных возможностей; зависимостью общественных отношений от политических и идеологических установок государства; отсутствием должного соответствия между экономическими и социальными параметрами развития (увеличение объемов производства выступало в роли первичного фактора, удовлетворение потребностей людей – вторичного) и учета человеческого начала в планировании и экономике.

Сущностными характеристиками

  • 1) ориентация планирования на цели, вытекающие из объективных тенденций организации общественного развития и предусматривающие удовлетворение текущих и перспективных потребностей людей, их согласование между собой, выработку мер по активизации созидательной деятельности самого человека и социальных институтов общества;
  • 2) использование в рамках социального планирования показателей эффективности достижения поставленных целей (сроки, объемы, уровни, темпы, пропорции, степень достижения намеченных рубежей);
  • 3) детальная разработка и исследование средств достижения поставленных целей развития в виде льгот (ограничений) или создания условий рационального развития объекта планирования;
  • 4) социальное планирование является непрерывным процессом познавательной и преобразующей деятельности.

В целом социальное планирование определяется как научно обоснованное определение целей, показателей и заданий развития социальных объектов и основных средств их реализации в интересах общества, социальных институтов или крупных производственных объединений.

Выделяют следующие уровни социального планирования.

Общество, для которого разрабатываются перспективные планы решения наиболее значимых социальных проблем, определяющих его жизнеспособность, целостность и устойчивость.

Уровень отдельных сфер общественной жизни (экономической, социально-политической и духовной), на котором предусматривается решение проблем улучшения условий и содержания труда; профессионально-квалификационной подготовки; престижности сфер приложения труда; структуры рабочего и свободного времени; удовлетворения материальных и духовных потребностей; участия в политической жизни.

На региональном уровне планирование направлено на решение социальных проблем республики, области (края), иного регионального образования в части: выравнивания социального развития в территориальном разрезе; регулирования миграционных потоков; рационального использования трудовых ресурсов; развития национальных отношений; распределения и потребления культурных ценностей.

При анализе особенностей планирования по экономическим районам необходимо определение сущности и специфики каждого социального объекта (явления или процесса) на данной территории, а также уточнение их отличия от аналогичных объектов на других территориях.

Уровень производственных организаций (трудовых коллективов) предполагает реализацию побуждения человека к творческой работе, обеспечение условий для его трудовой и повседневной жизни.

Основными формами социального планирования выступают:

  • 1) адресное (прямое) планирование или разработка и обоснование системы заданий по достижению определенного уровня общественного развития. Это касается рациональных соотношений в развитии социальных процессов, отражающих реальное их состояние, тенденции изменения, уровень использования науки и техники, потребностей людей;
  • 2) социальное (косвенное) планирование, при котором элементами механизма реализации выступают конкретные условия, возможности и потребности самого объекта, а также его составные части и переменные экзо- и эндогенного характера, иными словами, поддающиеся или неподдающиеся государственному и общественному регулированию. Отметим, ряд социальных объектов имеет ограниченные условия в своем развитии, что предполагает необходимость определения "области свободы" в их планировании.

Существенным моментом в социальном планировании является также учет интересов личности, отдельных социальных групп, общества в целом.

Двойственность процесса планирования позволяет рассматривать методы по его реализации как способы: а) осуществления программ и планов (планирование как деятельность); б) их разработки (планирование как наука). Общие методы планирования характеризуются ответами на принципиальные вопросы: на какие объективные законы общественного развития опираются возможные способы реализации целей? на что они направлены? в каких организационных формах будут воплощены?

Ведущим методом планирования является балансовый метод, или способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В современных условиях также крайне важны методы, связанные с осуществлением рыночных отношений, когда необходимо предвидение социальных последствий принимаемых решений, умение согласовать интересы всех участников программ социальных преобразований.

Требования нормативного метода являются основой для составления показателей (нормативов) социального развития на различных уровнях организации общества, обеспечивая его научность.

Сущность аналитического метода состоит в расчленении социального действия на составные части и определении направлений реализации намеченной программы действий.

Суть метода вариантов (вариантных приближений) заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных проблем и задач при наличии возможно более полной и достоверной информации.

Комплексный (программно-целевой) метод представляет собой разработку целевых комплексных программ с учетом всех основных факторов (материальных, трудовых и финансово-экономических), определением исполнителей и сроков.

В развитие материала, представленного в гл. 4 (п. 4.2), рассмотрим базовые методологические понятия, характеризующие инструментарий оценки того или иного уровня общественного развития.

Социальные показатели – количественные и качественные характеристики состояния, тенденций и направлений социального развития, применяемые в планировании для оценки соответствия реально сложившегося положения научно обоснованным требованиям. В наиболее полном виде они определяются и рассчитываются на базе статистических данных.

Для выявления степени развитости или совершенства конкретного объекта (явления или процесса) применимы следующие показатели: а) общий, когда необходимо установить уровень развития (отставание, опережение, соответствие) изучаемого процесса в конкретном социуме и принять соответствующие меры воздействия; б) нормативный, когда необходимо определить соответствие изучаемого процесса научно обоснованным требованиям.

Обычно говорят, что социальное планирование эффективно в случае применения нескольких групп показателей, в частности:

  • показателей, учитывающих опыт планирования общественного развития в виде количественных характеристик и поэтому позволяющих проектировать на перспективу;
  • показателей в виде качественных характеристик отдельных социальных явлений;
  • показателей – оценок результативности мер, принятых после окончания планового периода.

Отметим, что разработка, обоснование и применение социальных показателей направлены на принятие научно обоснованных решений, нацеленных на повышение эффективности социального планирования и его результативности при решении как общих, так и специфических проблем общественного развития.

Социальные нормативы – научно обоснованные количественные и качественные характеристики нормативного состояния социального явления (или одной из его сторон), полученные на основе учета объективных закономерностей и возможностей общественного развития. Они направлены на максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей личности; имеют конкретно-исторический характер, т.е. отражают возможности и потребности общественного развития на данном этапе и, соответственно, могут изменяться в перспективе.

Социальные нормативы четко определены количественно и качественно через величину, характеризующую идеальную (желаемую) цель развития планируемого процесса. Поэтому для установления наиболее эффективного соотношения потребностей и возможностей в социальном развитии нормативы апробируются сначала экспериментально, а затем в массовом порядке.

Социальные нормативы должны быть согласованы между собой, а также дифференцированы в зависимости от конкретных национальных, природных, социально-демографических особенностей региона на основе различных коэффициентов. В направлениях социального развития, где определение нормативов затруднено, правомерно введение в практику планирования понятия социальный ориентир, под которым необходимо понимать наиболее возможную (рациональную) величину развития общественных процессов, исходя из сложившихся показателей развития аналогичных явлений.

Классификация социальных нормативов и ориентиров возможна по:

  • сферам жизнедеятельности индивида (труд, общественно- политическая жизнь, культура, быт, межличностное общение). Здесь они отражают обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 100 тыс. человек населения; могут выражаться в конкретных требованиях и заданиях (например, нормативах по архитектурно-плановым решениям или организации рациональной жизни населения); могут существовать в виде нормы в системе "человек – человек" (например, количество лиц той или иной профессии на 1000 человек населения или обеспеченность кадрами на 1000 человек по видам профессий);
  • уровням социальной организации общества (по стране в целом, территориальному образованию, отрасли народного хозяйства, группе организаций);
  • социальной структуре общества (или по социально-демографическим группам);
  • этапам развития (общества, региона или отдельного производства).

В качестве конкретных форм реализации социального развития могут быть названы: социальная карта региона и социальный паспорт организации , которые констатируют многообразие социальных процессов и изменений на названных уровнях и позволяют постоянно осуществлять анализ и сравнение объектов планирования, принимать адекватные меры для решения поставленных проблем.

Опыт социального планирования показывает, что в социальной карте или паспорте характеризуются социальный состав населения, демографическая ситуация, показатели трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой сферы, кадровое обеспечение социального развития и его мате

риально-технической базы (по сферам общественной жизни или самостоятельно).

Предмет, задачи и содержание курса, его место в системе преподавания экономических дисциплин. Взаимосвязь организации и управления предприятием (объектом) с планированием и прогнозированием его деятельности.

Тема 1. Планирование в системе управления предприятием (объектом)

Сущность и функции планирования в управлении. Понятие и задачи планирования, общеэкономический и управленческий подход к планированию. Факторы, определяющие необходимость планирования в условиях рыночной экономики. Планирование в системе функций управления социально-экономическими процессами.

Принципы планирования: системный, комплексный, маркетинговый, функциональный, интеграционный и др. Социальная ориентация и эффективность планирования. Классификация видов планирования: по организационному уровню, функциональной области, по степени неопределенности, временной ориентации и др. Методы планирования.

Организационные структуры планирования, их задачи и функции. Факторы, влияющие на выбор формы планирования. Барьеры эффективного планирования.

Тема 2. Прогнозирование деловой активности предприятия (объекта)

Прогнозирование и его роль в разработке моделей стратегического социально-экономического развития предприятия, отрасли, экономики в целом. Типы и виды прогнозов.

Методы прогнозирования: их классификация и содержание.

Экономическое и технологическое прогнозирование: их роль и место в системе прогнозирования деловой среды предприятия и связь со стратегическим планированием.

Социально-экономическое и социально-политическое прогнозирование, их содержание, задачи и методы.

Особенности прогнозирования деловой активности малого бизнеса.

Тема 3. Стратегическое планирование на предприятии

Понятие стратегического планирования, его содержание и основные принципы. Понятие видения, миссии, цели, задач. Классификация целей, пространство целей. Схема процесса стратегического планирования и характеристика его этапов.

Стратегический анализ: анализ воздействия факторов внешней и внутренней среды предприятия, анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия, анализ конкурентоспособности.

Разработка и выбор стратегии. Наступательная, оборонительная стратегия, стратегия сокращения и смены бизнеса. Реализация стратегии. Контроль и оценка эффективности стратегии.

Целевые комплексные программы и инвестиционные проекты развития предприятия. Планирование организационной культуры: функции, объекты, структуры. Процесс планирования организационной культуры.

Тема 4. Планирование ресурсного потенциала предприятия (объекта)

Планирование потенциала предприятия (научно-технического и социального развития).

Внутрифирменное планирование (тактическое), его цели, задачи и функции.

Организация процесса планирования на предприятии. Система планов и их взаимосвязь.

Годовой план экономического и социального развития предприятия. Примерное содержание годового плана по направлениям: маркетинг; производство; техническое развитие и организация производства; капитальные вложения и инвестиции; трудовые ресурсы; материально-техническое обеспечение и сбыт; себестоимость, прибыль и рентабельность; финансы; охрана окружающей среды; повышение эффективности производства и внедрения новой техники.

Плановые расчеты и показатели.