Экспертная оценка проекта. Примеры экспертной оценки. Экспертиза социальных проектов

Если вы доверяете себе больше, чем другим, то этот способ вам подходит.

Пример

Допустим, что проект-менеджер описал следующий список характеристик для назначения члена команды проекта:

1.Возраст.

2.Здоровье.

3.Способность генерировать идеи и варианты.

4.Способность к развитию.

5.Умение предвидеть события.

6.Финансовая жесткость.

7.Критическое отношение к законам.

8.Корректность по отношению к партнерам.

9.Хитрость.

10.Быстрота принятия решений.

Всего 10характеристик. Составляем ряд приоритетов: способность генерировать идеи и варианты >здоровье >умение предвидеть события >финансовая жесткость >корректность по отношению к партнерам >критическое отношение к законам >хитрость >быстрота решений >способность к развитию >возраст.

Теперь, когда определилось, что важнее, расставим баллы, оценивающие важность характеристик. Наиболее важной будем считать характеристику, получившую 10баллов: способность генерировать идеи и варианты – 10; здоровье – 9; умение предвидеть события - 8; финансовая жесткость – 7; корректность по отношению к партнерам– 6; критическое отношение к законам – 6; хитрость – 5; быстрота решений – 5; способность к развитию – 5; возраст – 5.

Сумма расставленных баллов равна 66.Разделив выставленные оценки в баллах на их сумму и округлив результаты, получаем вектор коэффициентов приоритета: 0,15; 0,14; 0,12; 0,11; 0,11; 0,1; 0,09; 0,09; 0,09; 0,09.

Сложив коэффициенты вектора приоритета, получаем 1.Значит, расчет выполнен правильно.

2.Групповая экспертиза

Как правило, при определении коэффициентов приоритета для важного решения возникают разногласия. Одним из признанных способов их устранения является статистический подход к получения оценок, для чего самым простым приемом служит усреднение результатов, полученных разными экспертами в группе. Все пункты от 1.1до 1.4при оценках одного эксперта должны быть выполнены каждым экспертом группы независимо друг от друга. Величины вектора коэффициентов приоритета по каждой характеристике, полученные каждым экспертом, нужно сложить и разделить на число экспертов. Таким образом, получим средние оценки коэффициентов приоритета, а истина, как известно, лежит посредине.

Экспертная оценка проектных альтернатив

Первым шагом реализации данной методики является определение критериев эффективности или факторов, которые могут в значительной степени повлиять на успешность выполнения проекта.

Второй шаг - факторы располагаются в порядке убывания приоритетности.

Третий шаг - оценка весомости (ранга) каждого из перечисленных факторов.

Четвертый шаг -проект(-ы) или варианты одного проекта необходимо оценить по каждому из факторов (критериев) оценки.

Пятый шаг -экспертная оценка влияния каждого фактора.

Таблица 3.1

Экспертная оценка вариантов реализации проекта

Характеристика или фактор

Показатель

весомости

Номер проекта (или вариант проекта)

Интегральная оценка

Полученные на этапе формирования идеи проекта результаты оформляют в виде т.н. резюме проекта -аналитической записки, излагающей суть проекта по следующим аспектам:

    цель проекта,

    основные особенности и альтернативы проекта,

    организационные, финансовые, политические и другие проблемы, которые нужно в дальнейшем учитывать,

    необходимые мероприятия по разработке проекта.

После подготовки заявки перед ее отправкой в грантодающую организацию следует соотнести ее содержание с предполагаемыми критериями ее экспертной оценки. Напомним, что любой эксперт, оценивая проект, одновременно оценивает и риск, связанный с его реализацией (или отказом от его нее). Ставя высокий балл, эксперт берет на себя часть ответственности, а ошибаться, как известно, никто не хочет. Этим объясняется, почему эксперт всегда старается понять несколько «простых» вещей:

  • ? является ли заявитель профессионалом;
  • ? разбирается ли он в предмете, о котором идет речь;
  • ? знает ли он, что именно будет делать и в какой последовательности;
  • ? есть ли у него опыт подобной работы, т.е. способен ли он выполнить предлагаемый проект;
  • ? не навредит ли положительное решение по его заявке репутации эксперта.

Как отмечал В.В. Радаев: «Любая заявка - своего рода кот в мешке. А эксперт - существо изнеженное и к тому же занятое. И если мешок туго перевязан, эксперт не станет ломать себе пальцы, чтобы его развязать. Мы сами должны приоткрыть мешок и дать взглянуть на содержимое. Иначе, скорее всего, эксперт с тихим вздохом отложит нашу заявку и, забыв о ней, перейдет к следующей» .

Ниже приведен список «контрольных вопросов», которым явно или неявно руководствуется эксперт при оценке предлагаемого проекта. Заявителю перед отправкой заявки имеет смысл проверить ее на соответствие пунктам этого списка.

Проблема, на решение которой направлен проект:

  • ? присутствует ли хорошо представленное и проанализированное изложение проблемы;
  • ? соответствует ли описанная проблема задачам организации, которую вы представляете;
  • ? насколько тщательно и убедительно проведен анализ для четкого понимания основных причинных факторов, вызвавших проявление проблемы;
  • ? представлены ли в изложении проблемы количественные данные или другие измерители, с помощью которых возможно определить начальные показатели;
  • ? основано ли изложение проблемы на уже проводимых ранее исследованиях и практике;
  • ? цитируются ли в изложении проблемы достоверные источники, использованные для описания и анализа.

Цель проекта и ее раскрытие в задачах:

  • ? реалистична ли цель проекта;
  • ? являются ли задачи точными, обозреваемыми и измеряемыми;
  • ? связаны ли задачи логически и эмпирически с достижением цели;
  • ? представлены ли измеряемые показатели, с помощью которых возможно будет оценить степень выполнения задач при завершении проекта;
  • ? вытекают ли логически и эмпирически задачи проекта из описания и анализа проблемы;
  • ? определены ли четко бенефициары (благополучатели) проекта, их категории и количество;
  • ? можно ли будет оценить и измерить результаты проекта для бенефициаров;
  • ? реалистичны ли задачи, учитывая время и финансовые ограничения проекта;
  • ? если сформулировано более одной задачи, связаны ли задачи друг с другом логически и расположены ли они в приоритетном порядке;
  • ? связаны ли задачи между собой логически и эмпирически для достижения синергии и большего суммарного воздействия.

Методы (виды) деятельности. Направленность проекта и логика его реализации:

  • ? связаны ли виды деятельности логически и эмпирически с задачами;
  • ? есть ли «разрывы в логике» осуществления проекта;
  • ? есть ли какие-то инновационные аспекты в разработке и осуществлении видов деятельности;
  • ? реалистичны ли масштаб и объем деятельности, учитывая бюджетные и временные рамки;
  • ? есть ли положения и терминологические обороты, которые могут быть непонятны для профессионального сообщества.

Риски:

  • ? четко ли высказаны предположения насчет успешности проекта;
  • ? какие риски реализации проекта возможны;
  • ? существуют ли потенциальные угрозы в социальной и политической среде проекта, которые не отражены, но которые могут свести на нет весь проект;
  • ? не слишком ли оптимистичны предположения по проекту; нет ли переоценки позитивных факторов в среде, где будет работать проект.

Опыт/соответствие/репутация:

  • ? соответствуют ли предлагаемые виды деятельности имеющемуся управленческому опыту и возможностям заявителя;
  • ? имеется ли у заявителя опыт управления финансовыми средствами; каким образом ведется управление финансами; раздельны ли счета по проекту с общим счетом организации;
  • ? имеется ли система финансового контроля; подготавливаются ли финансовые отчеты для других грантодателей своевременно и аккуратно;
  • ? возможно ли осуществить проект указанными исполнителями; достаточна ли высока их квалификация для осуществления проекта;
  • ? есть ли у заявителя свидетельства положительных достижений, которые отмечены через проведение независимых и объективных оценок; какова репутация заявителя среди других грантодателей.

Мониторинг осуществления проекта:

  • ? представлены ли в проекте взаимосвязанные начальные показатели, мониторинг и план проведения оценки;
  • ? полноценно ли разработан план оценки, чтобы измерять результаты проекта, или он в основном нацелен на оценку отдельных мероприятий по плану действий;
  • ? существует ли в организации практика проведения оценок независимыми экспертами или же она препятствует вмешательству в свою деятельность.

Бюджет проекта:

  • ? отражают ли позиции бюджета реальные затраты по ведению деятельности, предлагаемой в документации по проекту;
  • ? кажутся ли позиции бюджета по проекту чрезмерно «раздутыми», т.е. завышенными для большей гибкости в использовании гранта;
  • ? точно ли грантополучатель распределил предлагаемые расходы на прямые и косвенные издержки и на накладные расходы;
  • ? обоснованна ли смета проекта с точки зрения его предполагаемых результатов; эффективен ли данный проект с точки зрения расходования финансовых средств, например нанимаются ли дорогие иностранные представители для выполнения заданий, которые могут быть выполнены местным персоналом;
  • ? аккуратно ли рассчитаны расходы на поездки и суточные;
  • ? достаточно ли детализирован общий бюджет.
  • Радаев В. В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простыхправил. М.: ГУ-ВШЭ: Инфра-М, 2001.

Экспертная оценка педагогического проекта

на соответствие

высшей квалификационной категории

Проблема

Новая модель аттестации руководящих и педагогических работников ОУ основана на компетентностном подходе. В структуре профессиональной компетентности работников одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными методами, в частности, проектной технологией.
Успешность свидетельствует о способности педагога действовать в пространстве современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.

Для того, чтобы грамотно подготовить педагогический проект к защите, необходимо следовать определенным требованиям к составлению плана проекта.

Примерная структура профессионального проекта

    Проблема / тема профессионального проекта педагога. Стратегическая цель профессионального проекта. Задачи профессионального проекта, обеспечивающие достижение его целей. Характеристика условий обеспечения качества образования:

Качество ресурсного обеспечения;

Уровень квалификации аттестуемого.

    Качество проектирования и реализации процесса обучения (управления):

Обоснованность актуальности проблемы профессионального опыта, умение выделить и сформулировать ведущую идею;

Раскрытие путей решения профессиональной проблемы (опора на психолого-педагогические теории, культура использования источников информации; обоснованность отбора предметного содержания; целесообразность педагогического инструментария; обоснование использования элементов технологий, методик, форм, приемов обучения; наличие примеров из авторской практики, иллюстрирующих пути решения профессиональной проблемы);


Аргументированность инновационных преобразований в сфере организации учебно-воспитательного процесса.

    Качественный уровень результативности реализации профессионального проекта (достижения учащихся) в соответствии с заявленной целью и задачами:

Позитивная динамика учебных достижений учащихся, выявленная аттестуемым;

Позитивная динамика учебных достижений учащихся по результатам внешней экспертизы;

Позитивная динамика сформированности социальных компетентностей учащихся.

    Качественный уровень результативности реализации профессионального проекта (достижения аттестуемого):

Уровень мотивации и интереса учеников к обучению;

Обобщение и распространение опыта реализации профессионального проекта;

Активное самообразование и темп повышения квалификации.

Консультационный текст

Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:

    Обоснование необходимости проекта. Цели и задачи Проекта. Участники проекта. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей. Рабочий план реализации проекта. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта. Оценка эффективности реализации Проекта. Оценка рисков. Дальнейшее развитие проекта.

1. Обоснование необходимости проекта

Описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы. В результате анализа выявляются противоречия между имеющимся положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе. Педагог должен показать несоответствие между требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией.

На основе такого анализа педагог определяет какие проблемы сможет решить в рамках своего проекта, какие коррективы возможно внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность и т. д. Педагог указывает, каким образом выделенные проблемы затрагивают определенные целевые группы, т. е. лиц, которым будет адресована деятельность по проекту. Необходимо кратко охарактеризовать реальные потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе проекта для решения их проблем.

В проекте должна быть убедительно доказана актуальность выделенных проблем, обоснована значимость решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса. Важно указать значение решения этих проблем для образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует государственным приоритетам в системе образования.
Таким образом, описание проблемы предполагает формулирование ответов на два вопроса: почему возникла необходимость в выполнении проекта? почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?
Глубокий и всесторонний анализ педагогических проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта.

2. Цели и задачи Проекта

Формулирование целей проекта предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем.

При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью. Педагог указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации проекта. Цель и задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени.


3. Участники проекта

В этом пункте указывается основная целевая аудитория/участники проекта, а также критерии их отбора. Подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог будет работать в рамках проекта.

4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Деятельность по проекту должна способствовать решению каждой из поставленных задач проекта. При выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели необходимо обосновать выбор способов решения проблемы, при этом можно использовать как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем.

По сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта. Так, педагог определит способы участия в проекте целевой аудитории (учителей, учащихся, родителей, попечителей). Педагог продумывает план организации работы по проекту, определяя логическую цепь своих действий.

Педагог определяет исполнителей деятельности по проекту (тех, кто будет задействован в ее выполнении); благополучателей (тех, кто будет потребителями каждой конкретной услуги). При этом, автор проекта должен оценить наличие необходимых ресурсов (материальных, информационных, кадровых, технических и др.).

Если в проекте запланировано проведение мероприятий - тренингов, семинаров, занятий и т. п., необходимо описать каждое из них, указав, цель и планируемый результат, на сколько человек оно рассчитано, временной формат мероприятия, предполагаемое место проведения, количество тренеров (в том числе и из каких организаций они будут приглашены), приложить предварительную .

5. Рабочий план реализации проекта представляет собой план-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием предполагаемых дат и ответственных за их проведение (ниже приведена возможная форма таблицы).



6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта

Краткосрочные результаты - те итоги, которые получают непосредственно по окончанию проекта.

Долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта.

Уже на стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные и долгосрочные результаты своего проекта, по которым можно будет судить об успешности его реализации. Результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта.

Например, к результатам проекта можно отнести:

Количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта;
кол-во непосредственных получателей услуг (например, участников тренинга);
разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих учебно-воспитательный процесс;

Апробирование новых методик и пр.

7. Оценка эффективности реализации Проекта

    описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики.

При планировании проекта важно выявить свидетельства, данные и показатели, которые подтвердили бы, что поставленная в проекте задача выполнена. При описании показателей повышения эффективности деятельности укажите данные, позволяющие судить о степени эффективности, а также значимости выполнения планируемых работ по проекту (например, предполагаемые технологические достижения; высвобождение времени учащихся для творческого развития личности; снижение конфликтов, рост успеваемости учащихся и т. д.).

    методы оценки успешности/эффективности.

Методы оценки – это способы сбора данных по каждому из ожидаемых результатов проекта, которые позволят определить, в какой степени достигнут ли тот или иной результат проекта. Самым распространенным методом является анкетирование благополучателей/целевой группы до и после обучения или участия в проекте.

Педагог может предложить самостоятельно разработанный диагностический инструментарий для оценки результативности реализации проекта.

8. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

Педагог оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта. Проводится качественный и количественный анализ рисков и условий их возникновения. Качественная оценка риска определяет степень его важности, количественный анализ позволяет установить вероятность возникновения рисков в проекте. На основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.

9. Дальнейшее развитие проекта

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.

Укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении, другими организациями в регионе, в других городах. Какими способами планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту и как будет учитываться обратная связь.

В качестве критериев оценки педагогического проекта можно выделить:

    значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в частности; ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте; корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий; адекватность показателей оценки эффективности проекта; соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема – цель - задачи – метод – результат; значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.

В приложениях к проекту можно представить:

    учебно-тематические планы; структуру раздаточных материалов; тематику /примерную структуру/ тираж/ объем публикаций/печатных материалов; структуру/ перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов; примерную структуру/ объем/ методику/ инструментарий/ исследования; тематику/ примерную программу/ аудиторию конференций/ ; тематику/объем консультаций.

Требования к оформлению проектной разработки

Общий объем проектной разработки должен составлять не более 20 листов компьютерного текста.

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

Материалы необходимо готовить в текстовом редакторе MS Office Word.
Формат страницы: А-4 (210*297мм).

Формат шрифта: размер -14; Times New Romans; межстрочный интервал - одинарный, красная строка -1,25.

Поля: слева, справа, сверху, снизу - 20 мм.

Литература:

Ерофеева Н. Управление проектами в образовании / Н. Ерофеева // Народное образование. - 2002.- № 5. Ильин Г. Проективное образование и становление личности / Г. Ильин // Высшее образование в России. - 2001. - №4. Инновационный проект развития образования: Учебное книгоиздание / .- М.: Мир кн., 2001. - 143 с. Карпов Е. Проектная работа в школе: это возможно / Е. Карпов // ШЭЖ. -1997.- № 6. Карпов Е. Учебно - в поисках новой педагогической альтернативы / Е. Карпов //Экономика в школе. - 2001. - №2 Колесникова проектирование / , - Сибирская. - М.: Академия, 2005. – 285 с. Моисеев проблем: сущность, назначение, основные характеристики / .- М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2002. Моисеев идеи (перспективные проекты развития образования) / , . - М.: АПК и ПКРО, 2002. Монахов авторской (собственной) методической системы учителя / , // Школьные технология. - 2001. - № 4 Монахов проектирование: современный инструментарий дидактических исследований / // Школьные технологии. - 2002.- № 5. Новикова эксперимента в образовательных системах. - М.: АПК и ПКРО, 2002. Новикова подходы к технологии экспертизы / //Школьные технологии. - 2002.- № 1. правление становлением проектно - технологической компетентности педагога / Л. Шмелькова // Школа. - 2002. - № 2.

В ходе оценивания педагогического проекта учителя эксперт, использует 5-ти балльную шкалу, отмечает знаком «+» в соответствующей колонке.

5 – очень высокая степень выраженности указанной в утверждении

характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению учителя. Ответ экспертов – «да».

4 – высокая степень выраженности характеристики. Она часто проявляется в педагогических ситуациях. Иногда возникают случаи, когда качества или поведение учителя не соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее да, чем нет».

3 – средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение педагога соответствуют утверждению, в некоторых – не соответствуют. Ответ экспертов – «среднее значение».

2 – слабая степень выраженности характеристики. Она редко проявляется в педагогических ситуациях. Поведение и качества педагога лишь иногда соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее нет, чем да».

1 - характеристика не представлена в деятельности педагога. Качества и поведение учителя не соответствуют содержанию утверждения. Ответ экспертов – «нет».

При проведении экспертной оценки участвует не менее двух независимых экспертов. В случае существенного несоответствия их оценок проводится дополнительное обсуждение с целью достижения необходимого консенсуса.

Для определения уровня квалификации аттестуемого педагога необходимо подсчитать среднее значение по каждому показателю и компетентности в целом.

Значение показателя уровня квалификации (ПК) учителя от 3,9 баллов (включительно) и до 5 баллов свидетельствует о соответствии его уровня квалификации высшей квалификационной категории.

Экспертное заключение

Фамилия, имя, отчество аттестуемого

Место работы, занимаемая должность

требованиям заявленной _____________________________ квалификационной категории

Проблема / тема профессионального проекта педагога _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Стратегическая цель профессионального проекта_______________________________________________________________________

Задачи профессионального проекта, обеспечивающие достижение его цели _____________________________________________________________________________

Экспертиза профессионального педагогического проекта


























Критерий

Показатели

Документы, подтверждаю-щие результат

1. Условия обеспе-чения качества об-разования


Качество образовательных программ:

Соответствие образователь-ных программ и ресурсного обеспечения требованиям Государственного образова-тельного стандарта

Представление администрации ОУ

Обоснованный выбор и эффективное использование учебно-методических комплексов базовых курсов

Компетентностный рост (как качественный, так и количественный) реализа-ции кружков, факультативов, элективных курсов, научных обществ учащихся

Качество ресурсного обеспечения:

Способность обеспечить безопасный и функцио-нальный учебно-воспита-тельный процесс (условия кабинета, реализация здоро-вьесберегающих технологий)

Свидетельство об аттестации кабинета;

Сертификаты, грамоты, дип-ломы соответ-ствующих кон-курсов.

Апробация дидактического инструментария, контрольно-измерительных материалов, инновационного опытно-экспериментального оборудования

Умение задействовать в учебно-воспитательном процессе образовательные возможности социума

Уровень квалификации аттестуемого:

Уровень владения содержа-нием преподаваемого предмета (глубина и разносторонность теоретических и практических знаний предмета)

Представление администрации ОУ;

Копии дипломов об образовании;

Копии свиде-тельств, удос-товерений о повышении квалификации;

Сертификаты участия в соот-ветствующих семинарах, конференциях и др.

Заключение психологической службы ОУ.

Психолого-педагогическая компетентность аттестуемого (умение работать с учащимися разного уровня подготовлен-ности, в конкретной социаль-ной ситуации развития и раз-личных ресурсных условиях, способность организовывать учебное сотрудничество)

Высокий уровень аналитичес-кой и прогностической деятельности

Обоснованность актуаль-ности проблемы профессио-нального опыта, умение выделить и сформулировать ведущую идею

Материалы профессионального проекта

2. Качество проектирования и реализации процесса обучения (управления)

Раскрытие путей решения профессиональной проблемы:

Опора на психолого-педаго-гические теории, культура использования источников информации

Материалы профессионально-го проекта

Обоснованность отбора предметного содержания

Целесообразность педаго-гического инструментария

Обоснование использования технологий, методик, форм, приемов

Аргументированность инновационных преобразований в сфере организации учебно-воспитательного процесса:


Материалы профессионального проекта;

Отзывы, рецензии специалистов о качестве инновационных преобразований;

Представление администрации ОУ, конкретизи-рующее методи-ческую и иннова-ционную деятель-ность аттестуемо-го

Использование адекватных (актуальных, научных) изучаемому материалу источников информации, в том числе ресурсов Интернет, мультимедийных пособий и материалов

Использование активных форм обучения

Адаптация технологии (методики) под конкретную социальную ситуацию развития и уровень подготовленности учащихся

Аргументированность выбора организации систем мотивации, оценивания, рефлексии

Оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья учащихся

Разработка программ интегрированного обучения для детей с ограниченными возможностями

3. Качественный уровень результативности реализации профессионального проекта в соответствии с заявленной целью и задачами

3.1. достижения учащихся

Позитивная динамика учебных достижений учащихся, выявлен-ная аттестуемым:

Позитивная динамика уровня обученности (предметные знания, умения, способы деятельности) за аттестацион-ный период

Справки об итогах промежуточной и итоговой аттес-тации учащихся по предмету;

Сертификаты, грамоты, дипломы, соответствующих конкурсов;

Результаты мони-торинговых иссле-дований, в том числе проводимых самим педагогом;

Развитие общеучебных компетенций

Рост количества учеников, принимающих участие в предметных олимпиадах, конференциях, акциях

Увеличение количества творческого предметноориен-тированного продукта, соответствующего сущности реализуемой технологии

Позитивная динамика учебных достижений учащихся по резуль-татам внешней экспертизы:

Высокие результаты ЕГЭ, тестирования в ходе аккреди-тации ОУ, международного тестирования и др.).

Выписки из про-токолов внешних проверок

Отзывы коллег о преемственности предметной компетентности на разных ступенях школы;