Презентация на тему осанка школьника. Презентация "правильная осанка". Грудная клетка впалая

Гимнастика и физическая активность – это важные составляющие правильной осанки. Делайте вместе с ребенком по утрам гимнастику, сначала разминку, а затем растяжку всех групп мышц. Попробуй увлечь ребенка ношением на голове книги. Положите книгу на голову, а руки на пояс и соревнуйтесь, кто дольше будет так ходить или дальше пронесет. Постепенно усложняйте упражнение – вытягивайте руки вперед, приседайте, не отрывая пятки от пола и сохраняя ровную спину, разводите руки в стороны, поднимайте поочередно ноги. Эти упражнения хорошо укрепляют мышцы спины. Плавание – тоже хорошая тренировка позвоночника. Запиши школьника в бассейн и посещайте его 2-3 раза в неделю. Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде или роликовых коньках. Очень интересна и полезна детям будет йога. Существуют специальные детские группы, в которых можно заниматься уже с 7-8 лет. Как правило, детям йога очень нравится, ведь им так интересно принимать «позу черепахи», «позу воина», на какое-то время стать «цветком» или «деревом»

Ростовская область

г. Донецк

МОУ СОШ №3

Ступаченко Марина

Владимировна

Самое ценное, что есть у человека –

это жизнь, но самое главное в его

жизни – ЗДОРОВЬЕ, за которое надо

бороться всеми силами.

Тема: «Формирование правильной осанки у школьника»

Цель: - сформировать представление о правильной осанке;

-

- разучить комплекс упражнений для формирования правильной осанки

- укрепить здоровье

Ход занятия

Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте, ребята, ещё раз вспомним: что такое валеология?

(Валеология – это наука о том, как быть здоровым, радостным, правильно питаться и о том, как сохранить своё здоровье) СЛАЙД 2

О чём мы с вами уже говорили на занятиях?

(О правильном питании, о том как правильно чистить зубы, делали гимнастику глаз, рук, о закаливании)

СЛАЙД 3

Интересно, о чём будем говорить сегодня? Вы сейчас догадаетесь, а я вам в этом помогу.

Для начала изобразите мимикой или походкой:

Ученика получившего двойку;

Трусливого человека;

Веселого человека;

Уверенного ученика.

Не догадались? Тогда посмотрите слайды. СЛАЙД 4

(Мы, наверное, будем говорить гимнастике или о красоте, о спине)

Да, дети, мы будем говорить о красивой спине т.е об осанке. Ещё в 19 веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Так родители боролись за безупречную осанку юных фрейлейн. А гусар заставляли носить книги на голове.

И тема нашего занятия «Формирование правильной осанки у школьников » СЛАЙД 5

А цель нашего занятия: - узнать что такое осанка человека, ее значение

- разучить комплекс упражнений для формирования правильной осанки - укрепить здоровье СЛАЙДЫ 6, 7

Рассказ учителя СЛАДЫ 8,9,10,11,12.

- Так что же такое осанка?

(Правильное строение тела при стоянии, ходьбе и сидении)

А как вы, думаете, почему осанке придаётся такое значение?

(Хорошая осанка повышает уверенность, легкость в теле)

Да, дети, сейчас я вам докажу, что нам необходимо следит за осанкой. Встаньте, выпрямите спину и вдохните. А теперь сядьте, согнитесь, и опять вздохните. Когда легче дышать?

(Когда мы стояли прямо)

Хорошая осанка помогает эффективно работать мышцам, увеличивает вместимость лёгких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Осанка затрагивает ваш ум, повышает настроение. Осанка помогает ещё многим функциям. Об этом мы поговорим на следующих занятиях.

СЛАЙДЫ 13,14

- А сейчас перейдём к простым упражнениям, которые помогут нам укрепить осанку. Сейчас мы настроимся при помощи аутотренинга. Сядьте «по-турецки», закройте глаза и про себя повторяйте за мной слова. СЛАЙД 15 (играет музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух»)

«У меня всё получится. Я эти упражнения буду выполнять каждый день. У меня будет всегда хорошее настроение, у меня будет правильная красивая осанка»

1 упр. «Чайка» И.п. Стоя прямо, ноги вместе, живот подтяните. Медленно разводим руки в стороны параллельно полу и стоим 3-5 секунд. Делаем 5-7 раз.

2 упр. «Замок» И.п. Стоя прямо, ноги вместе. Руки вытяните перед собой, кисти в «замок», затем поднимите в таком положении руки в верх, при этом старайтесь спинку не сгибать. Повторите 5-7 раз.

3 упр. И.п. Стоя прямо. Поднимаем колени к тазобедренному суставу. Сделайте 3-5 раз

4 упр. «Дельфин» И.п. лягте на пол на живот. И попытайтесь одновременно поднять руки и ноги вверх. Сделайте 5 раз.

5 упр. Возьмите книгу в твердом переплёте. Положите на голову и попытайтесь пройти 10 шагов, чтобы книга не упала.

Может быть наши гости попробуют с нами сделать упражнения?

Вот и все. Для улучшения осанки вы должны заниматься гимнастикой, физкультурой и плавать в бассейне. А теперь станьте ровно.

Вы, ребята, посмотрите.

Все ли правильно стоите?

Быть прямой должна спина,

Как гитарная струна.

Ноги, вы, соедините

Прямо голову держите!

А теперь я хочу увидеть ваше настроение. У вас лежать красные и синие сердечки. Если вам понравилось занятие и у вас отличное настроение поднимите красные сердечки, а если нет – синие. А теперь покажите своё настроение. Спасибо за помощь. Я ЖЕЛАЮ ВАМ СЧАСТЬЯ И ЗОРОВЬЯ! СЛАЙД 16

Список используемой литературы:

Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности:Учебник для 1 класса общеобразовательных учрежде6ний. - М.: Издательский дом"Дрофа",1996


«Здоровье сберегающие технологии на уроках в начальных классах (презентация)»

З ДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ и во внеучебной деятельности в начальной школе

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3,

г.Донецк,

Ростовская область



З ДОРОВЬЕ

Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».



Что такое здоровьесберегающие технологии?

«Здоровьесберегающая технология» – это наука о здоровье, здоровом образе жизни и мастерстве сохранения здоровья.


Ц ЕЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ.

Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.


З АДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обеспечение таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.


Направления работы

Создание

здоровье-

сберегающей

Здоровье-

сберегающий

Внеучебная

деятельность

(формирование


У РОК

Основная структурная единица учебной работы с учащимися. Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы.




  • Упражнения для снятия общего и локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для слуха;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Упражнения, корректирующие осанку

Ф ИЗМИНУТКИ

1. «Абра-кадабра»

И.п.- сидя руки лежат на парте, запястья вытянуты ладонями вниз.

Абра – (медленно сжать ладони в кулак).

Кадабра – (медленно разжать кулаки).

Повторять не менее 10раз.



Ф ИЗМИНУТКИ

1. Движения зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10 – 20 сек. . Ослабить мышцы, глаза открыть.

2. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5 – 6 раз.

3. И.п. – сидя откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть.


П РАВИЛА УДОБНОЙ ПОСАДКИ ШКОЛЬНИКА ЗА СТОЛОМ.

1. Сиди прямо. Голову чуть-чуть наклони вперед. Обопрись на спинку стула и проведи ладонь между грудью и краем стола. Если ладошка свободно прошла, значит, ты сидишь правильно.

2. Сиди ровно, не отклоняясь ни влево, ни вправо.

3 Тетрадь или книгу держи от глаз на расстоянии, равном от локтя до кончиков пальцев.

4. Руки на столе лежат свободно и спокойно.

5. Ноги стоят на полу ровно и уверенно.

Д ЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим больше добра!

  • Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей. Психологические установки и упражнения. М.: Владос, 2004
  • Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Тридцать уроков здоровья для первоклассников. М.: РОСМЭН. 1999
  • Фото автора Ступаченко М.В.

Просмотр содержимого презентации
«Правильная осанка»


Спортивно-оздоровительное направление

внеурочной деятельности


- это наука



Ты наверняка обратил внимание на то, что спортсмены, артисты балета, военные имеют красивую осанку.

Осанка - это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или передвигается.

Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперёд.










  • « Адаптация организма подростков к учебной нагрузке»./Под ред. Д. В.Колесова. - М: Педагогика 1987.
  • Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности:Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Издательский дом"Дрофа",1996
  • Брязгунов И.П. « Беседы о здоровье школьников» Кн. для учителей и родителей.-М.:Просвещение,1992.
  • . Альбом. Шедевры инструментальной музыки (CD1) Композиция. Джеймс Ласт - Одинокий пастух. Размер. 10.02

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»


Фотоотчёт валеологического клуба «Здоровей-ка»

Руководитель: Ступаченко М.В.


У нас серьёзные задачи ….






Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Правильная осанка. Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову (с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах - вперед, в грудном и крестцовом - назад).

3 слайд

Описание слайда:

Проверим осанку При правильной осанке голова и туловище расположены по одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки прижаты, физиологические линии позвоночника выражены нормально. Грудь слегка выпуклая, живот выступает незначительно или слегка втянут, ноги разогнуты в коленях и тазобедренных суставах. Грудная клетка имеет цилиндрическую или коническую форму. Мускулатура рельефна, все суставы подвижны. Ноги прямые, смыкание бедер, коленей, голеней и пяток происходит без особого напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренними лодыжками. Внутренние части стоп не касаются пола. Для того, чтобы определить изъяны в своей осанке, встаньте вплотную спиной к шкафу или стене. Сомкните стопы, смотрите прямо вперед (голова должна касаться шкафа). Руки опущены по швам. Если ваша ладонь проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая, в противном случае мышцы вашего брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник

4 слайд

Описание слайда:

ДЕФЕКТЫ ОСАНКИ Многие искривления позвоночника можно предупредить, а в начальной стадии - исправить. Поэтому нельзя не обращать внимания на неправильную осанку, неодинаковое положение плеч и лопаток, смещение таза и т. п. Детей с нарушениями осанки надо показать врачу-ортопеду и специалисту по физической культуре. Для предупреждения неправильной осанки необходимо ежедневно заниматься гимнастикой. Неправильная осанка нарушает положение внутренних органов грудной и брюшной полости и способствует раннему появлению остеохондроза. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень высока степень риска, получить тяжелые травмы при прыжках в длину, высоту, выполнении упражнений на спортивных снарядах, занятиях борьбой и другими контактными видами спорта

5 слайд

Описание слайда:

При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления позвоночника - сколиозы. При сутулой осанке (рис. 1. 2) ярко выражен изгиб грудного отдела позвоночника. Грудная клетка впалая, лопатки отстают, плечи выступают вперед, голова наклонена вперед. Для лордотической осанки (рис. 1. 3) характерно увеличение поясничного изгиба. Угол наклона таза увеличивается, живот выпячивается.

6 слайд

Описание слайда:

ДЕФЕКТЫ ОСАНКИ При кругловогнутой спине (рис. 1. 4) увеличены изгибы в грудном и поясничном отделах позвоночника. Угол наклона таза увеличен, ягодицы резко выступают назад, живот вперед, грудная клетка впалая, талия несколько укорочена. При плоской спине (рис. 2. 1) недоразвиты все изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, живот втянут, ягодицы чрезмерно выпячены. Переднезадний размер грудной клетки уменьшен, а поперечный увеличен. Ребенок держится напряженно, подчеркнуто прямо, движения его неуклюжи. Косая спина (асимметричная осанка) (рис. 2. 2) возникает при асимметричном положении плечевого пояса и таза, разной длине ног или косом положении таза. Если не принять мер для исправления осанки, могут возникнуть изменения в межпозвонковых дисках и костной ткани, характерные для тяжелого заболевания - сколиоза

7 слайд

Описание слайда:

1) Осанка во многом зависит от состояния вашей мускулатуры; Кроме того, важно помнить, что особенно портит осанку неправильная поза за столом; 3) Ухудшает осанку привычка читать лёжа на боку; Носить в одной и той же руке тяжести; 5) Постель не должна быть чрезмерно мягкой, а подушка высокой; От чего зависит осанка

8 слайд

Описание слайда:

Как исправить осанку? Осанку можно исправить, если постоянно обращать внимание на некоторые вещи и целенаправленно выполнять упражнения для исправления осанки. . Специально подобранные физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболевание позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием в физиологически неудобных положениях). Нагрузки, связанные с сидением, рекомендуется чередовать и интенсивными физкультминутками: специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Продолжительность выполнения упражнений 1 – 3 минуты.

9 слайд

Описание слайда:

Комплекс упражнений для исправления осанки.. 1. И. п. - лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п. 2. И. п. - то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах. 3. И. п. - лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.. 4. И. п. - лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины. 5.И. п. - то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный.

10 слайд

Описание слайда:

Рыбка, велосипед 6. И. п. - лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги («Рыбка») 7. И. п. - лежа на спине. «Велосипед». 8. И. п. - лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу на 3 - 4 счета, медленно опустить их в и. п. 9. И. п. - то же на левом боку.

11 слайд

Описание слайда:

Приседания.ходьба 10. И.п. - стоя. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед (рис. 4.1). 11. Ходьба на носках, на наружных краях стопы.

12 слайд

Описание слайда:

Ножницы 12. И. п. - сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 - 10 раз. (рис. 4.2). 20. И. п. - сидя, колени согнуты (угол 30"). Потрясти ногами в стороны. 13. И. п. - лежа на спине. «Ножницы» - горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами (рис. 4.3) .

13 слайд

Описание слайда:

Замочек 14. И. п. - стоя. «Замочек» - завести Одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук (рис. 5). 15. И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз («полумостик»), на выдохе опуститься в и. п. (рис. 6).

14 слайд

Описание слайда:

Методические рекомендации Не сутулиться, все упражнения делать в спокойном темпе, без задержек дыхания. Каждое упражнение выполняется 4 - 5 раз, затем количество повторений постепенно увеличивается до 10 - 12 раз. Заниматься надо в хорошо проветренной комнате. Одежда должна быть легкой, удобной, не стесняющей движений. Лучше выполнять упражнения босиком или в носках. Заниматься за час до и спустя 45 - 60 мин после еды в различное время, но последний раз не позже 19 часов. Утро каждого школьника должно начинаться с зарядки, т.к. утренняя гимнастика дает заряд бодрости на весь день Проснувшись утром, лежа потянуться. Потом сесть, скрестив ноги, и потянуться еще раз, стараясь ощутить, как выпрямляется позвоночник. Обязательно разомните шейный отдел - поворачивайте голову в разные стороны, осторожно наклоняйте, стараясь коснуться ухом плеча.

ОСАНКА ЧЕЛОВЕКА Выполнила ученица 10 класса Киселева Влада, МОУ «Средняя школа №13» Г.Кимры, Тверской области. Руководитель: Платонова Л.А.

Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет). Эталоном для подражания может служить осанка балерин, а также спортсменок, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, синхронным плаванием.

Признаки правильной осанки: голова приподнята; грудная клетка развернута; плечи - на одном уровне; если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию; если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Признаки неправильной осанки: голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова); плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч); круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад; излишне увеличен поясничный изгиб.

Как обнаружить дефект: Ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной, надо внимательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.

Неправильная осанка Неправильная осанка становится причиной раннего появления остеохондроза, неблагоприятного положения внутренних органов (со снижением их функций). Например, привычка сутулиться создает такую позу, которая сжимает грудную клетку, дыхание становится поверхностным и частым. Это затрудняет работу легких, не позволяет насыщать организм кислородом в необходимом объеме. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. Это приводит к тому, что дети плохо переносят физические нагрузки, быстро устают, жалуются на боли в спине.

Разновидности нарушений осанки: Нарушение осанки - это отклонения в положении позвоночника. Круглая спина: увеличен грудной кифоз и несколько уменьшен поясничный лордоз. Это состояние называется сутулостью. Плоская спина: грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена. Седлообразная (кругловогнутая) спина: увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен.

Проявления боковых искривлений позвоночника Возможность проявления сколиоза особенно велика в возрасте 11-15лет, когда быстро растет скелет, а мышечная система отстает в своем развитии. Именно в этот период на осанку влияют сон на мягкой постели, неправильное положение туловища во время сидения и стояния, неравномерная нагрузка на позвоночник. Одна из причин нарушения осанки у детей школьного возраста - неправильная посадка(положение) за письменным столом во время школьных уроков, а также при выполнении домашних заданий или при чтении.

Меры профилактики: При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной. Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы. При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу, вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки. Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола. Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.

Коррекция осанки: Физические упражнения способствуют нормализации осанки. Однако эффект можно ожидать только при систематическом и продолжительном их выполнении. Используют: тренировку перед зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимоконтроль занимающихся; принятие правильной осанки и исправление дефектов у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные при соприкосновении со стеной.

Занятия: В подготовительной части занятий, применяются упражнения в построениях и перестроениях, дыхательные упражнения, ходьба. В основной части используются упражнения, обеспечивающие общую и силовую выносливость мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки. Применяемые исходные положения в этой части занятия - лежа и стоя в упоре на коленях. В конце основной части обычно проводят подвижную игру. В заключительной части применяются бег, ходьба, упражнения на координацию, дыхательные. Целесообразно включать в эту часть занятия игры на внимание при условии сохранения правильной позы. На занятии также следует использовать упражнения в равновесии и общеразвивающие упражнения: для мышц спины, живота, ягодиц; на растяжение; с гимнастической палкой, обручем; на гимнастической стенке; плавание (брасс) и др.

ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – КЛЮЧ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

МКОУ Благовещенская СОШ

Учитель биологии высшей категории

Гущина Светлана Сергеевна



АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

По данным Всемирной организации здравоохранения, 48% детей нашей планеты имеют те или иные искривления позвоночника, из-за чего в последующем нарушается их осанка, возникают различные отклонения в здоровье.

Знаменитый языковед и врач В. Даль так определил понятие осанки: «осанка – это стройность, величавость, приличие, красота…» И действительно, сказать, что осанка – привычное положение тела, совершенно недостаточно. Исследования показывают, что осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние, настроение, характер человека. Опущенная голова, сутулая спина ребенка рассказывают не только о нем самом, но и его родителях. Очевидно, что они не прилагали больших усилий, чтобы приучить его с раннего детства к гимнастике, не выработали у него привычки правильно сидеть за столом, ходить, держать голову. И не потому, что недостаточно заботливы. Чаще всего взрослые не придают значения этому, надеясь, что осанка сформируется сама.


ОСАНКА

Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста.

Естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.


Правильная осанка

это не только красота, это прежде всего важнейший показатель здоровья человека. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.


Признаки правильной осанки

Человек с правильной осанкой:

  • прямо держит голову,
  • спина у него прямая,
  • плечи на одном уровне и слегка отведены назад,
  • живот втянут,
  • грудь немного выдвинута вперёд.

Признаки неправильной

осанки

голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);

плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);

круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;

излишне увеличен поясничный изгиб.


Если не следить за правильной осанкой- это грозит следующими осложнениями : 1. Боль в нижней части спины, остеохондроз и даже сколиоз (искривление позвоночника). 2. Нарушение дыхания и кровообращения, поскольку работа легких ограничена из-за сутулости и впалости грудной клетки. 3. Ребенок будет ниже ростом из-за того, что горбится. 4. Межпозвоночные диски постоянно напряжены, их питание нарушается, а потому идет задержка в росте. 5. Боль в спине, шее и головные боли. Школьник, сидя за партой, постоянно наклоняет голову вперед, отчего мышцы спины и шеи находятся в напряжении. Чтобы избавиться от неприятных ощущений, ребенок начинает извиваться, сутулиться, подгибать ноги или класть ногу на ногу. Из-за постоянного наклона головы вперед возникают мигрени, а избегать такую привычную сутулость становится всё сложнее. 6. Сутулость приводит к хронической усталости, ведь кровообращение и дыхание нарушено, а в мышцах постоянное напряжение.


Причины нарушения осанки:

  • Слабая мускулатура тела;
  • Привычка к неправильным позам;
  • Несоответствующая гигиеническим нормам мебель в школе и дома;
  • Неудобная одежда и обувь;
  • Врожденные или наследственные причины;
  • Перенесенные заболевания и травмы;
  • Пассивный отдых;
  • Малая двигательная активность.

ПОЛОЖЕНИЕ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА Неправильное



1. Правильная организация рабочего места школьника

Стул. - спинка стула - выше плеч,

Сиденье - жёсткое и ровное, его высота должна равняться длине голени (если стопы не достают до пола, то надо под ноги поставить скамейку),

глубина сиденья - не более 4/5 длины бёдер.

Стол. Высота рабочего стола должна соответствовать росту (крышка стола - на уровне локтя согнутой руки). Под столом должно быть место для вытянутых ног. Положение ног надо периодически менять: согнуть - вытянуть. Не рекомендуется сидеть, как взрослые, нога на ногу (бедро на бедро).

Локти должны свободно опираться на письменный стол (т.е. на столешницу, которая располагается на уровне солнечного сплетения). Следите за расстоянием от глаз до тетради (книги) - оптимально это 30 см.



2. Чтение.

Книги желательно располагать на специальной подставке на расстоянии вытянутой руки от глаз. Если книга будет лежать перед ребёнком на столе, обычно располагаясь правее или левее, то привычный наклон и поворот головы за очень короткий срок перегрузят шейный отдел ученика. А родители будут ломать голову в поисках причины головных болей.


3. Письмо.

Тетрадь правильно располагать под углом 30 градусов - при таком наклоне хорошо видно то, что "выходит из-под пера". Иначе расположенная тетрадь заставит и голову больше наклонять, и поворачивать туловище по оси.


4. Освещение.

Настольная лампа - это идеальный вариант для освещения рабочей поверхности: свет должен падать слева и спереди, не создавая тень. Рекомендуемая мощность лампы - 60 ватт.

А естественный свет и расположение стола ближе к окну позволяет максимально использовать световой день.


5. Сон.

  • Поза во время сна не менее важна, чем положение тела днем. Позвоночник должен хорошо отдохнуть за ночь. Это возможно, если позвоночник опирается во всех частях и лежит прямо, не провисая, если ребенок спит на боку, или сохраняет все физиологические изгибы в положении лежа на спине.
  • Спать лучше на полужесткой опоре, на упругом матраце. Причем надо учитывать соответствие полноты ребенка, его массы тела и толщины постели. Полному, тяжелому ребенку подходит относительно жесткий матрац, худенькому - помягче.
  • Очень важный элемент постели - подушка. Она должна быть небольшой и упругой. Мебель, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его росту.

6 . Необходимость носить тяжёлые сумки с учебниками .



7. Формировать элементарные знания по профилактике нарушений осанки:

нельзя сидеть перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола; перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо; поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину и др.

Спина согнутая(неправильно)

спина прямая (правильно)


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ

Встать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад.

Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.

Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной.



СТ ОЯ НА КОЛЕНЯХ

Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с.

Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице


ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться , держаться так 3-5 с, вернуться в и. п.

Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову , плечи и ноги; прогнуться, вернуться в и. п.


С ПРЕДМЕТОМ НА ГОЛОВЕ

Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и. п.

Ноги вместе, руки вперед. Делать в ыпады вперед правой, затем левой н огой.

Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и. п.


В ВИСЕ

Махи прямыми ногами вправо-влево («Маятник»)

Повороты туловища вправо и влево как м ожно больше. Прямые ноги вместе

Вис на гимнастической стенке или перекладине